Хакеры / Hackers (1995)

Хакеры / Hackers (1995): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Компьютерные взломщики» (вариант перевода названия), «Киберсеть» / «Cybernet» (Япония: англоязычное название на видео).

США.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёр Иэн Софтли.

Автор сценария Рафаэль Моро.

Композиторы Саймон Босуэлл, Гай Пратт.

Оператор Анджей Секула.

Жанр: комедия, криминальный фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Дейд Мерфи (Джонни Ли Миллер) ещё ребёнком, в 1988-м году, был арестован по обвинению во взломе 1507 компьютеров, вызвавшем приостановку торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже, — и по приговору суда не имел права прикасаться к электронно-вычислительным машинам и телефонам до восемнадцати лет. Отметив совершеннолетие, парень поступает в новую школу, где в первый же день знакомится с Кейт Либби (Анджелина Джоли). Дейд поначалу не догадывается, что строптивая девушка тоже является талантливым хакером, как и его новые друзья: Рамон «Призрачный фрик» Санчес (Реноли Сантьяго), Эммануэль «Серийный убийца» Голдстейн (Мэттью Лиллард), Пол «Лорд Никон» Кук (Лоуренс Мэйсон) и Джоуи Парделла (Джесси Брэдфорд). Предстоит весёлая жизнь!

Также в ролях: Фишер Стивенс (Юджин «Чума» Белфорд), Лоррейн Бракко (Марго Уоллас), Альберта Уотсон (Лорен Мерфи), Пенн Джиллетт (Хэл), Уэнделл Пирс (специальный агент Ричард Джилл), Марк Энтони (специальный агент Рэй), Даррен Ли (Рэйзор), Фелисити Хаффман (адвокат), Равиль Исьянов (русский хакер)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.01.2021

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Хакеры / Hackers (1995): кадр из фильма
Им всё любопытно

В момент выхода фильма, пожалуй, ещё требовалось пояснение, что термином «хакер» называют людей, специализирующихся на особых видах преступлений, – специалистов по взлому электронных систем защиты, похитителей конфиденциальной информации и просто компьютерных хулиганов. Вероятно, именно поэтому вторая постановка англичанина Иэна Софтли, осуществлённая в расчёте на мощный резонанс (иначе бы попросту не выделили бюджет в размере $20 млн., да ещё на проект без участия «звёзд»!), даже в национальном кинопрокате прошла незамеченной, собрав чуть более $7,5 млн. Зато стала по-настоящему «культовой» спустя несколько лет, воспринимаясь гимном во славу не столько приверженцев определённого рода занятий, сколько – слегка подросших тинэйджеров, ведущих бесшабашный образ жизни и уже не представляющих собственное существование без (вне?!) виртуальной реальности. Ведь на нечто подобное явно не могли претендовать создатели таких (к слову, коммерчески успешных) технотриллеров, как «Тихушники» /1992/ и «Сеть» /1995/, хотя, допустим, в команде Бишопа видное место занимал вундеркинд Карл в исполнении Ривера Феникса.

Хакеры / Hackers (1995): кадр из фильма
Аналоговые технологии…

Вполне можно, думаю, утверждать, что именно Софтли и сценарист-дебютант Рафаэль Моро нашли наиболее адекватную художественную форму для отражения специфики мышления и мировосприятия человека, чья мысль словно сливается в вольном полёте с безграничным машинным кодом. Даже в визуальном и монтажном решении фильм, хочется сказать, предельно компьютеризирован – снят с таким расчётом, чтобы возникла иллюзия, будто повествование подчиняется виртуозной, оформленной на высочайшем техническом уровне, но бесстрастной программе для ЭВМ. При просмотре не случайно возникает ощущение, что авторы вошли в гармонию с любимым ПК, – а разве не такую цель преследует любой хакер?! Вот только… само по себе это вовсе не отменяет действия социальных, этологических и психологических законов, которым по-прежнему подчинены поступки человека, пусть и вооружённого новейшими технологиями. Тот же Дейд смелыми, подчас вызывающими и безрассудными поступками пытается привлечь внимание Кейт, встречающейся отнюдь не с кем-то из парней, разделяющих её интересы, доказывая, что именно он является лучшим – и что прежние, скажем так, признаки альфа-самца безнадёжно устарели. Любопытно, что Джонни Ли Миллера и Анджелину Джоли впоследствии действительно связывали личные отношения – вплоть до брака (правда, продлившегося меньше трёх лет).

Хакеры / Hackers (1995): кадр из фильма
Весёлые и беззаботные

Впрочем, экранная атмосфера, не очень далёкая от виртуальной реальности какого-нибудь современного симулятора, не является единственным, что ценно в картине. Само развитие сюжета, завязанное на мощной интриге, – под стать изобразительному ряду, не позволяя оторваться буквально ни на секунду. Поневоле отождествляешь себя с фанатиками опасного дела1, готовыми сутками не отходить от мониторов. Впечатляет и кульминация с дуэлью компьютерных гениев («ковбоев клавиатуры»), доказывающая, что пресловутая смена формаций уже не за горами. Актёру Фишеру Стивенсу, чуть ли не больше всех заслуживающему похвал, и прежде приходилось мучиться с «техникой на грани фантастики»: достаточно вспомнить дилогию «Короткое замыкание» /1986-88/ – о роботе с человеческой душой. Именно ему выпала сомнительная честь выступить олицетворением вульгарной, вещественной цивилизации, которая даже информационные технологии пытается использовать для банального обогащения – для присвоения материальных благ. Но без образа злодея Белфорда («Чумы») не выглядели бы столь благородно юные носители совсем иных идеалов, преклоняющиеся перед царством чистых идей, с гордостью именуя себя «хакерами». Если продолжить обозначенную выше аналогию, стая молодых волков потому и одерживает верх над матёрым вожаком.

.

__________
1 – Особенно органичен Мэттью Лиллард, который привьёт схожие черты и киноману-маньяку Стю в постмодернистском триллере «Крик» /1996/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+