Иллюзионист / The Illusionist / Iluzionista (2006)
США, Чехия.
Продолжительность 110 минут.
Режиссёр Нил Бёргер.
Автор сценария Нил Бёргер по новелле Стивена Миллхаузера.
Композитор Филип Гласс.
Оператор Дик Поуп (номинация на «Оскар»).
Жанр: драма, детектив, мелодрама, триллер
Краткое содержание
1889-й год, Австро-Венгерская империя. Эдуард Абрамович (Эдвард Нортон), завоевавший широкую популярность в Вене под сценическим псевдонимом Иллюзионист Эйзенхайм, прямо заявляет старшему инспектору Вальтеру Улу (Пол Джаматти), что в смерти герцогини Софи фон Тешен (Джессика Бил) виновен кронпринц Леопольд (Руфус Сьюэлл). Блюститель закона предупреждает, что за подобные обвинения можно поплатиться свободой, но… что делать, если улики окажутся убедительными?
Также в ролях: Эдди Марсан (Иосиф Фишер), Джейк Вуд (Юрка), Том Фишер (Виллигут), Аарон Тейлор-Джонсон (юный Эдуард), Элеонор Томлинсон (юная Софи), Карл Джонсон (доктор / старик), Винсент Франклин (Лошек), Николас Блейн (герр Дёблер).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.09.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Под иллюзией понимается, согласно толково-словообразовательному словарю, искажённое восприятие действительности, основанное на обмане чувств, либо – в переносном смысле – то, что существует лишь в воображении. К какому из двух значений приближается искусство того, кто сделал её, иллюзию, своей профессией и больше – смыслом существования? Сам-то Эйзенхайм, прибывший после десятилетий исканий и постижения секретов ремесла в столицу Австро-венгерской империи, где мгновенно покорил и рядовых обывателей, и самых влиятельных аристократов, и даже членов императорской семьи, принимает загадочный вид, неотступно храня молчание, чем лишь подогревает всеобщий интерес к собственной персоне. Его выступления не то сродни чуду, не то и в самом деле приоткрывают завесу тайны над явлениями, недоступными человеческому разуму, – во всяком случае в эпоху, когда наука только заявляла права на преобладание во всех сферах жизни. Номер с личным оружием кронпринца заставляет изумлённых зрителей усомниться в том, что история «меча в камне», который было предначертано достать будущему королю Артуру, является лишь легендой, а на мгновение – и в правомочности Леопольда претендовать на трон. Фокус (фокус?) с апельсиновым деревом, растущим на глазах и одаривающим настоящими плодами, заставляет и старшего инспектора задаться вопросом: неужели Эйзенхайм вправду, как утверждает, изменил основополагающие законы пространства и времени? Даже уверения самого иллюзиониста, говорящего толпе поклонников после того, как оказался задержан полицией, что всё, что они видели, суть хитрые и сложные трюки, что никакого общения с духом убиенной Софи не было, звучат не слишком убедительно – самооправданием под давлением обстоятельств…
Эта интрига является в фильме стрежневой. Вероятно, именно ради неё режиссёр, добившийся признания малобюджетной дебютной драмой «Интервью с убийцей» /2002/, и обратился – первым из кинематографистов – к прозе1 американца Стивена Миллхаузера, ставшего в 1997-м году лауреатом Пулитцеровской премии. Режиссёр-сценарист очень грамотно хранит тайну, заставляя нас теряться в догадках, почти так же, как заглавный герой – публику. Неужели изумлённым взорам явилась невеста Леопольда, косвенно обвиняющая кронпринца в страшном преступлении? Неужели хитроумный пришлец действительно обладал сверхъестественными способностями, подчиняя своей воле незыблемые физические законы? Неужели, более того, повальный всплеск увлечения всевозможными паранормальными явлениями, достигший апогея именно на рубеже XIX и XX столетий, имел под собой веские основания?.. Ведь если даже у Ула, которому по долгу службы положено подвергать сомнению и поверке всё и вся («Я полностью исключаю элемент мистики в данном конкретном случае», – чеканил один подчинённый инспектора Лестрейда), буквально на глазах растёт неуверенность. Или, точнее, уверенность в обратном: что-то нечистое и неладное творится в другой, хорошо знакомой, досконально изученной сфере… И лишь развязка всё ставит с головы на ноги, одаривая долгожданным ключом к разгадке, о которой лучше умолчать, дабы не испортить впечатление от будущих просмотров. Только в этот момент разница между искажённым восприятием действительности, основанным на обмане чувств, и плодом воображения исчезнет окончательно и бесповоротно. Впрочем, определённой подсказкой может послужить присутствие Эдварда Нортона, который с редкой настойчивостью проигрывал в своём творчестве на все лады2 мотив иллюзий. Удивительно, что на сей раз актёр, даже пройдя стажировку у мастера своего дела Джеймса Фридмана, несколько уступает Полу Джаматти в образе въедливого инспектора. Зато, похоже, дистрибьюторы детально изучили опыт Эйзенхайма, грамотно выстроив прокатную стратегию, позволившую картине легко окупить бюджет в размере $16,5-17 млн., собрав $87,9 млн.
И всё же, ограничься Нил Бёргер лишь формальной стороной, «Иллюзионист» едва ли произвёл бы сильное впечатление, учитывая, что лент со схожей сюжетной конструкцией в мире (и в первую очередь – именно в США) появилось не счесть. Причём избранный авторами слоган («Ничто не есть то, чем кажется»), почти дублирующий Гоголево «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется», является замечательной характеристикой всего течения. Другое дело, что режиссёр-сценарист, использовав устоявшуюся художественную схему, затронул чрезвычайно важную и актуальную проблему. Не нужно слыть великим знатоком истории нового времени, чтобы догадаться: некоторые детали были позаимствованы из биографии настоящего австрийского кронпринца Рудольфа, совершившего самоубийство в январе 1889-го года, – сына императора Франца Иосифа, чей портрет (один в один!) и нарисовал Эйзенхайм. Это делает Бёргера последователем великих венгерских кинематографистов, режиссёра Иштвана Сабо и кинодраматурга Петера Добаи, а также артиста Клауса Марии Брандауэра. «Иллюзионист» представляется изящной комбинацией «Полковника Редля» /1985/, детально живописавшего процесс распада Австро-Венгрии, и «Хануссена» /1988/, повествовавшего о судьбе знаменитого предсказателя. При этом Нил спорит с позицией коллег, озвученной в первом и лучшем фильме их условной трилогии, «Мефисто» /1981/, доказывая, что возможны (как минимум, теоретически) ситуации, когда служитель муз хитроумно и цинично использует в личных интересах империю – не наоборот.
.
__________
1 – Точнее, к новелле «Иллюзионист Эйзенхайм», вошедшей в сборник «Музей Барнума» /1990/.
2 – Просто вспомним «Первобытный страх» /1996/, «Бойцовский клуб» /1999/, «Медвежатник» /2001/, «Ограбление по-итальянски» /2003/…
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий