Избавление / Deliverance (1972)

Избавление / Deliverance (1972): постерПолнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другое название: «Освобождение» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 109 минут.

Режиссёр Джон Бурмен (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Джеймс Дикки (номинация на «Золотой глобус»), Джон Бурмен (дополнительные диалоги, без указания в титрах) по роману Джеймса Дикки.

Исполнитель музыки на банджо Майкл Эддисс (без указания в титрах); премия «Грэмми» и номинация на «Золотой глобус» за композицию Dueling Banjos на музыку Артура Смита в адаптации Стива Мэндела и Эрика Вайссберга.

Оператор Вилмош Жигмонд.

На премию «Оскар» номинировался Том Пристли (монтаж).

Жанр: приключенческий фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Приятели Эд (Джон Войт), Льюис (Бёрт Рейнольдс), Бобби (Нед Битти) и Дрю (Ронни Кокс), вполне обеспеченные и довольные жизнью горожане, решают совершить путешествие на каноэ по живописной горной реке, в окрестностях которой власти планируют сделать искусственное озеро. Но уикенд оборачивается кошмаром — встречей с парочкой местных (Симон Гласс и Рэндэлл Дил), явными садистами и уголовниками. Чтобы остаться в живых, туристам придётся начать убивать.

Также в ролях: Эд Рэми (старик), Билли Редден (Лонни), Билл МакКинни (горец), Герберт «Ковбой» Коуард (беззубый), Льюис Крон (первый помощник), Кен Кинер (второй помощник), Джонни Попуэлл (водитель кареты скорой помощи), Джон Фаулер (доктор), Джеймс Дикки (шериф Баллард), Белинда Битти (Марта Гентри), Чарли Бурмен (ребёнок Эда).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.08.2020

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Избавление / Deliverance (1972): кадр из фильма
Рассчитывали на отдых

Косвенным подтверждением тому, что фильм является безусловным достижением приключенческого кинематографа и способен оказать исключительное воздействие на тех, у кого дух авантюризма и тяга к опасности в крови, служит примечательный факт. Буквально на следующий год после премьеры1 в места, где проходили съёмки, устремились тысячи таких же любителей острых ощущений, из которых 31 турист (!) навсегда упокоился на дне реки Чаттуга, протекающей на границе штатов Калифорния и Джорджия. А ведь авторы взяли за основу, в сущности, классические элементы, повествуя о ситуации, когда должны испытать организм и психику на прочность обычные цивилизованные (а значит, этимологически – ещё и городские) люди. Они решительно и бесповоротно лишают обстановку романтичности (сцена благозвучной «дуэли банджо» неоднократно становилась объектом иронического цитирования), не просто возвращая всё в русло сурового реализма и даже натурализма, но – высвечивая неприглядные, тёмные закоулки человеческой натуры.

Избавление / Deliverance (1972): кадр из фильма
А пришлось защищаться

Что характерно, экранизировать роман Джеймса Дикки, не просто собственноручно написавшего сценарий, но и исполнившего знаковую роль шерифа, не слишком верящего рассказу друзей2, мечтал Сэм Пекинпа. И как только права на литературный первоисточник приобрёл коллега-англичанин, он отправился именно в Соединённое Королевство, чтобы создать произведение на ту же самую тему. На мой взгляд, картина Джона Бурмена получилась глобальнее по охвату и безжалостнее в анализе природы насилия – явления, значение которого на Западе тогда резко и как бы необъяснимо возросло. Даже притом, что оба режиссёра сотворили захватывающее, напряжённое действо, не стесняя себя ни в характеристике поступков агрессоров-дегенератов, ни в описании процесса того, как приходится решительно преодолевать себя интеллигенту. В данном случае особенно тяжело оказывается Эду, органически (вплоть до психосоматических реакций) не переносящему жестокость, который остаётся в живых, да, судя по финальным кадрам, получает саднящую душевную травму… Джон Войт справился с партией блестяще, хотя и карьера Бёрта Рейнольдса именно после «Избавления» начала интенсивно развиваться.

Избавление / Deliverance (1972): кадр из фильма
Момент мести

Дикки и Бурмен, не утрачивая конкретики, придают повествованию зашифрованные символические черты, причём делают это более тонко и осторожно, чем тот же Пекинпа, не удержавшийся от хэппи-энда, логично вытекающего из пафоса открывателей Америки. Они-то ведут речь не о случае банального «избавления» от напастей, годящемся для провинциальной криминальной хроники. Злоключения неслучайно происходят в преддверии акции по грандиозному облагораживанию территории, когда в районе своенравной реки и диких лесов предполагается создать огромное искусственное озеро – место отдыха семей со всей страны. Наряду с необжитыми площадями на дно пойдёт целый город, от которого останется разве что старая деревянная церковь, увозимая на грузовике. Объявлять бурменово избавление синонимом фрейдовского вытеснения в подсознание неприятных (в физическом и моральном плане) событий, дающих о себе знать лишь спорадически, особенно во снах, было бы серьёзным упрощением. Кинематографисты говорят, скорее, о процессе, который Карл Маркс пытался описать при помощи термина «отчуждение». Для Эда, Бобби, Дрю, самодовольно считающих, что социальная система работает блестяще, и даже для Льюиса, физически крепкого и искренне старающегося стать ближе к природе, да, по наблюдению друзей, не способного её прочувствовать, затея со сплавом на каноэ потому и была обречена с самого начала. На поверку это оказалось равносильно грубому и в конечном итоге непосильному погружению индивида, обременённого грузом многотысячелетней культуры, в дикое, первозданное состояние, на практике – бесконечно далёкое от руссоистской благостности.

.

__________
1 – Кстати, снискавшей шумный успех, и в результате лента с бюджетом в $2 млн. принесла $22,6 млн. прокатной платы.
2 – А сын писателя, по иронии судьбы, изобразил неопознанного утопленника в отснятом, но не вошедшем в окончательную монтажную версию финале.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Цыркун Нина. Путешествие в «серебряный век» // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 63-68.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+