Любовник / L’amant / The Lover / Người tình (1992)

Машкова Анастасия. Мировой нимфетизм // Видео-Асс Известия. – 1998, № 1 (36). – С. 36-41.

Машкова Анастасия

Мировой нимфетизм

Вероятно, самым выдающимся поэтом нимфеточной прелести от кинематографа был Дэвид Уорк Гриффит. Признанный «отцом американского кино», он также стал и крестным отцом прелестных юных актрис Мэри Пикфорд, Бланш Суит, Мей Марш, сестер Констанс и Нормы Толмедж. Его фильмы, в том числе знаменитые «Нетерпимость» (1918) и «Рождение нации» (1915). построены вокруг экспансии грубого и похотливого мужчины, направленной на наивную и невинную девушку-подростка. А камерный шедевр Гриффита «Сломанные побеги» (1919) по сути в завуалированном виде предрешает коллизию набоковской «Лолиты».

Уже после ее первой экранизации, на переломе 50–60-х годов, заговорили об одноименном явлении в связи с приходом нового поколения киноактрис. Француженка Брижит Бардо, американки Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор, итальянка София Лорен и другие молодые звезды поражали публику сочетанием детскости и чувственности, наивности и цинизма. Однако впоследствии все они отвергли свои девичьи амплуа, образы, предложенные первыми их режиссерами и продюсерами (зачастую по совместительству мужьями и любовниками). В книге интеллектуалки и главной феминистки Европы Симоны де Бовуар «Брижит Бардо и синдром Лолиты» доказывалось, что исполнительница роли Бабетты отнюдь не сексапильная куколка, но сущая воительница.

В 1965 году вышла картина анг-

37

личанина Ричарда Лестера «Сноровка… и как ее приобрести». Главную роль в ней исполнила некрасивая и угловатая Рита Ташингем, а в эпизодах дебютировали сразу три хорошенькие актрисы. быстро вошедшие в моду и сделавшие блестящую карьеру: Шарлотта Ремплинг, Джейн Беркин и Жаклин Биссет. Они идеально соответствовали актуальному в то время типажу а-ля топ-модель Твигги – невероятно худые, с мальчишеским силуэтом, изломанной пластикой, копной непослушных волос. В отличие от Бардо и Монро, эти звезды казались странными и дерзкими, в них был налет инфантильности, развращенности, неявной истеричности. Сии нимфетки взрослели с большим трудом и сегодня следы бурной юности на их лицах странно противоречат детскости высказываний и манер.

38

Пожалуй, опыт французских (и немногих итальянских) актрис доказывает, что «этап Лолиты» – закономерный и не самый плохой в жизни женщины. Почти все галльские актрисы, от Мишель Морган и Даниэль Дарье до Марины Влади и Анук Эме, включая Доминик Санда, Изабель Юппер, Изабель Аджани, Роману Боринжер и Ванессу Паради. дебютировали между тринадцатью и семнадцатью годами, находили своих Пигмалионов и запечатлелись в облике нежных отроковиц, говоря набоковским языком. Нечто невероятное происходит с кумирами 90-х: Жюльетт Бинош, Жюли Дельпи, Ирен Жакоб, Беатрис Даль, полуфранцуженка-полунемка Настасья Кински как бы законсервировались в виде тинейджеров на про-

39

тяжении всего десятилетия. Впрочем, пример заметно изменившейся после рождения ребенка Софи Марсо доказывает, что и здесь все идет естественным путем.

Куда сложнее судьба актрисы-нимфетки в англоязычных странах. Француз Луи Маль сотворил из американской девочки Брук Шилдс новое воплощение Лолиты, и она навсегда осталась исполнительницей одной роли, «прелестным ребенком», долго отстаивая статус «последней девственницы Голливуда». Не задалась карьера Джейн Марч, сыгравшей юную французскую писательницу Маргерит Дюрас в экранизации ее автобиографического романа «Любовник» (о первом романе, пережитом еще в 15-летнем возрасте). Дети-звезды 70-х Татум О’Нил, Мюриэл Хэмингуэй. Линда Блэр не раскрыли себя, повзрослев. Куда более успешные Джоди Фостер и Дрю Бэрримор заслужили репутацию испорченных девчонок. Трудно сказать, как сложится судьба еще одной американки, Натали Портман, приобретшей славу нимфетки по вине француза Люка Бессона («Леон»), поскольку в картине большого знатока данного типа женщин Вуди Аллена «Все говорят, что я тебя люблю» она что-то не впечатляет.

В последнее время из Голливуда выпорхнула стайка актрис неопределенного возраста, например, Джульетт Льюис, Уинона Райдер, Милла Йовович, Ума Термен, Лив Тайлер. Для них термин «нимфетки» – не пикантный эвфемизм, он уже не шокирует. В самом деле, кому придет в голову интересоваться, сколько лет девушкам, рекламирующих унисекс-парфюм или джинсы «Келвин Кляйн».

41

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+