Леон / Léon (1994)
Полнометражный фильм (номинация на «Сезар»).
Другие названия: «Леон: Профессионал» / «Léon: The Professional» (международное англоязычное название), «Профессионал» / «The Professional» (США: кинопрокат).
Франция.
Продолжительность 110 минут (полная версия – 136 минут; международная версия – 133 минуты).
Режиссёр Люк Бессон (номинация на «Сезар»).
Автор сценария Люк Бессон.
Композитор Эрик Серра (номинация на «Сезар»).
Оператор Тьерри Арбогаст (номинация на «Сезар»).
На премии «Сезар» также номинировались: Синдри Ландра (монтаж), Франсуа Грул, Пьер Эскофье, Жерар Ламп, Бруно Тарьер (звук).
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Наёмный убийца по имени Леон (Жан Рено, номинация на «Сезар»), итальянец по происхождению, обосновавшийся в Нью-Йорке, который получает заказы через своего друга Тони (Дэнни Айелло), считается одним из лучших специалистов в этом непростом и неблагодарном деле. Однако профессионал отходит от жёстких принципов, став свидетелем убийства живущей по соседству семьи полицейскими из отдела по борьбе с наркотиками во главе с безжалостным Стэнсфилдом (Гэри Олдмен) и укрыв двенадцатилетнюю Матильду (Натали Портман). Необычный тандем вынужден приложить неимоверные усилия, чтобы остаться в живых.
Также в ролях: Эллен Грин (мать Матильды), Майкл Бадалуччо (отец Матильды), Петер Аппел (Малки), Элизабет Реген (сестра Матильды), Майвенн (блондинка, в титрах как Ouin-Ouin), Фрэнк Сенгер (толстяк), Джесси Кеосян (старая дама), в эпизодах Сами Насери (спецназовец), Жан-Юг Англад (без указания в титрах, в расширенной версии)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.03.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Проще всего решить, что Люк Бессон вознамерился, не мудрствуя лукаво, развить успех, выпавший на долю своего неординарного боевика «Никита» /1990/. Тем более что главная роль, вновь профессионального убийцы, наконец-то досталась (несмотря на повышенный интерес к сценарию, проявленный со стороны голливудских «суперзвёзд» Мела Гибсона и Киану Ривза) Жану Рено, актёру-талисману – Альтер-эго? – режиссёра, выразительно и угрожающе представшему тогда в качестве инфернального молчаливого «чистильщика» Виктора. Правда, теперь действие перенесено в США, в этнические районы Нью-Йорка «Маленькая Италия» и «Испанский Гарлем», где и работает Леон. Только размеренное, но бесконечно одинокое (лишь любимый фикус скрашивает тоскливую картину, по сравнению с которой тревожившее Микеланджело Антониони состояние «некоммуникабельности» вызовет разве что ухмылку) существование этого – сообразно имени1 – льва в «каменных джунглях» однажды круто меняется… Музыкальные пассажи Эрика Серра, отяготившего мелодию элементами направления «индастриал», отлично передающего металлический пульс обезличенного, похожего на гигантский муравейник мегаполиса, сменяют ещё более пронзительные, душераздирающие песни Бьорк, чьим сценическим образом как раз является, если несколько огрубить, женщина в теле беззащитной маленькой девочки.
Американский критик Роджер Эберт проявил недюжинное остроумие, спроецировав знаменитую марксову формулу о том, что История свершается дважды, к творчеству Бессона. По сравнению с преисполненным внутреннего трагизма рассказом о хрупкой и привлекательной молодой женщине, принуждённой государством убивать, скитания Леона и Матильды могут показаться смешными, местами – просто фарсовыми. Юная сиротка, завороженная искусством наёмного убийцы, всерьёз предлагает трудиться вместе, напоминая, что даже лучшие (Бонни и Клайд, Тельма и Луиза…) действовали на пару. Только интонация обретает трагифарсовые обертоны, комизм ситуаций моментально улетучивается, как только Матильда предпринимает конкретные шаги. Режиссёр-сценарист доводит до совершенства мысль, то звучавшую надрывно, то незаметно пульсировавшую ещё в «Никите», – о внутренней ранимости и беззащитности незаурядных личностей, не способных вписаться в «нормальную» жизнь и вовсе не из прихоти вступающих в открытое (вооружённое) противоборство с социально-политической системой. Причём подлинным залогом победы двух разновозрастных изгоев общества оказывается даже не (во всяком случае не только!) профессионализм Леона, ловко противодействующего чётко, точно часовой механизм, функционирующей команде2 полицейского спецназа. Помимо настойчивого цитирования и переосмысления мотивов литературной классики3, по контрасту с современными урбанистическими реалиями служащей напоминанием о попираемых гуманистических ценностях, автор призывает вспомнить экранные традиции, заставляя Матильду изображать Чарли Чаплина, Мэрилин Монро и Джина Келли, а Леона – неловко предстать в обличье Джона Уэйна.
Постепенно (особенно с момента фактического ухода в продюсерскую деятельность) становится всё очевиднее, что Люк Бессон – уникальный постановщик. Он способен с чёткостью, именно профессионализмом творить по-американски жестокие ударные сцены, но и, как истинный француз, ничуть не стесняется открытого проявления чувств, особенно в замечательной финальной сцене, преисполненной символизма и ясной, как небо над Гудзоном. И притом – не уклоняется, помня об общеевропейских идеалах, от размышлений о судьбе мира и месте в нём человека, об относительности (сам Леон) и абсолютности (Стэнсфилд в пугающе вдохновенном исполнении Гэри Олдмена) зла. Учитывая всё это, уже не удивишься редкостному единодушию в приятии фильма, выдвигавшегося на соискание премии «Сезар» в семи номинациях, и легко окупившего солидный (FRF 115 млн.) бюджет, поскольку общемировые кассовые сборы оцениваются в $45,28 млн. Впрочем, коммерческий успех – особенно за океаном – мог бы быть и больше.
.
__________
1 – Хотя также обратили внимание на то, что герой является тёзкой месье Гомона – основателя ведущей кинокомпании Франции.
2 – Одного из бойцов изобразил Сами Насери, настолько впечатливший Люка, что тот специально для него вскоре сочинит «Такси» /1998/.
3 – Жанна Мари Лепренс де Бомон, Виктор Гюго, Мэри Шелли, Джордж Бернард Шоу, Владимир Набоков…
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. За пригоршню долларов // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 28. – С. 78-80.
Кулиш Александр. Гангстерский маньеризм // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 29. – С. 14-16.
Кислов Владимир. Гэри Олдмен. Негодяй навсегда? // Видео-Асс Известия. – 1998, № 2 (37). – С. 44-46.
Ватерлоо Инга. Французский хит-парад // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 176-179.
Брагинский Александр. Янки при дворе Людовиков // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 118-120.
Лындина Эльга. Неуловимые зрители // Видео-Асс Известия. – 1998, № 36 (1). – С. 182.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий