Мир будущего / Futureworld (1976)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Мир грядущего» / «Будущий мир» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Ричард Т. Хеффрон.
Авторы сценария Мэйо Саймон, Джордж Шенк.
Композитор Фред Карлин.
Операторы Джин Полито, Ховард Шварц.
Жанр: научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Спустя два года после трагедии, разыгравшейся в «Западном мире», корпорация Delos объявила об открытии нового, ещё более грандиозного парка развлечений стоимостью в полтора миллиарда долларов. Журналисты Чак Браунинг (Питер Фонда) и Трейси Баллард (Блайт Даннер) направляются по заданию своих редакций (соответственно газетной и телевизионной), чтобы осветить долгожданное событие – посещение аттракционов первой партией туристов. Внешне всё выглядит впечатляюще. Однако интуиция подсказывает Чаку: что-то здесь не так.
Также в ролях: Артур Хилл (Даффи), Юл Бриннер (стрелок), Джон П. Райан (доктор Шнайдер), Стюарт Марголин (Гарри), Аллен Ладден (ведущий телевизионной игры), Роберт Корнтуэйт (мистер Рид), Даррелл Ларсон (Эрик), Нэнси Белл (Эрика), Берт Конрой (мистер Карновски).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.06.2018
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Является по-своему символичным тот факт, что «Мир будущего» оказался первым американским фильмом, закупленным для широкого кинопроката Китайской Народной Республикой после того, как политическим лидерам США удалось нормализовать отношения с руководством КПК. С одной стороны картина вполне отвечала марксистской (в том числе в маоистском варианте) теории, прекрасно раскрывала истинное лицо капитализма, нацеленного не просто на извлечение максимальной прибыли, но прежде всего – на установление тотального господства. Но с другой – авторы не упустили шанса продемонстрировать, так сказать, возможности современных корпораций, использующих новейшие достижения научно-технического прогресса (в частности, в робототехнике). Да и в целом, если уж говорить начистоту, пафос кинопроизведения не выходит за рамки буржуазно-либеральных установок о всесилии средств массовой информации – как якобы независимого института («четвёртой власти»), стоящего на страже интересов гражданского общества. Впрочем, начнём по порядку.
Если «Западный мир» /1973/ оказал заметное влияние на концепцию «Терминатора» /1984/, то продолжение во многих аспектах предвосхищает, конечно, «Робота-полицейского» /1987/. «Делосовский» топ-менеджмент даже не стал засекречивать (подобно дальновидным коллегам из OCP) директиву, согласно которой их изделия, похожие как две капли воды на своих прототипов-людей, обязаны действовать исключительно в интересах корпорации. Опасность бунта машин, стоившего нескольких человеческих жизней, нанёсшего колоссальный материальный и репутационный урон, покажется детской сказкой на фоне риска иного типа. Риска, связанного не с ошибкой или техническим сбоем, а со злым умыслом творца, подверженного человеческим, слишком человеческим слабостям. Вывод настолько очевиден, что и шутка с неожиданным появлением – в романтическом сне красавицы Трейси – старого знакомого (сурового стрелка с Дикого Запада1) представляется вполне уместной, не бросая тень на постановку Майкла Крайтона…
Любопытно, что сиквел увидел свет стараниями American International Pictures, причём выделившей на производство достаточно солидную (по сравнению с другими своими лентами, включая научную фантастику) сумму – $2,5 млн. Но приглашение Питера Фонды всё же вряд ли объяснимо исключительно налаженными контактами актёра с руководством кинокомпании. Имидж мятежного шестидесятника придал дополнительную глубину образу бунтаря по натуре, вписавшегося в систему исключительно при условии, что оставляет за собой право (и вменяет себе в обязанность!) докапываться до истины, разоблачая ложь сильных мира сего. В принципе, уже сочетание острокритического подтекста с использованием технических новаций (включая первое в полнометражном кинофильме применение компьютерной генерации изображения) гарантировало хорошее впечатление от сеанса. Однако Ричард Т. Хеффрон ещё и приготовил под занавес сюрприз поклонникам оригинала – в виде двух захватывающих и вполне вестерновских по духу перестрелок.
.
__________
1 – Вновь в исполнении Юла Бриннера, больше, кстати, не принимавшего предложений кинематографистов.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Карцева Елена. Юл Бриннер. Русский ковбой // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 78-79.
Добавить комментарий