Западный мир / Westworld (1973)

Западный мир / Westworld (1973): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Мир Запада» / «Мир Дикого Запада» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 88 минут.

Режиссёр Майкл Крайтон.

Автор сценария Майкл Крайтон.

Композитор Фред Карлин.

Оператор Джин Полито.

Жанр: фильм действия, научная фантастика, триллер, вестерн

Краткое содержание
1983-й год. Джон Блейн (Джеймс Бролин) убеждает своего закадычного приятеля Питера Мартина (Ричард Бенджамин) посетить новейший парк развлечений, где за огромную плату (тысяча долларов в день) предлагают пережить удивительные приключения. Гости могут по своему выбору попасть в Древний Рим, Средневековье или на Дикий Запад, населённые роботами, почти неотличимыми от людей. Естественно, товарищи останавливаются на последнем варианте.

Также в ролях: Юл Бриннер (Стрелок), Норман Бартфолд (средневековый рыцарь), Алан Оппенхаймер (главный руководитель), Виктория Шоу (средневековая королева), Дик Ван Паттен (банкир), Линда Гэй Скотт (Арлетта), Стив Франкен (техник), Майкл Т. Миклер (Чёрный рыцарь), Терри Уилсон (шериф), Меджел Барретт (мисс Кэрри), Энн Рэнделл (Дафна).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.05.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Западный мир / Westworld (1973): кадр из фильма
Дуэль в салуне

В первую очередь Майкл Крайтон известен, конечно, на писательском поприще – в качестве одного из самых заметных американских фантастов второй половины XX века. В данной связи важно отметить, что высокий зрелищный потенциал его прозы режиссёры оценили очень быстро: роман под названием «Штамм «Андромеда» Роберт Уайз мастерски экранизировал в 1971-м, спустя всего два года после выхода из печати. Но, пожалуй, было не менее любопытно обнаружить наличие бесспорного кинематографического дара у самого беллетриста. Первая же постановка Крайтона произвела своего рода фурор, явив пример отличного замысла, блестяще и за вполне разумные1 средства реализованного, несмотря на множество возникавших трудностей технического характера. Спустя время Майкл заслужил особые похвалы за редкостную проницательность – за то, что показал пример использования в кинофильме компьютерной графики. Зритель получил возможность увидеть окружающий мир как бы глазами (сенсорами) робота, взбунтовавшегося и направившего оружие на человека.

Западный мир / Westworld (1973): кадр из фильма
Друзья на отдыхе

Впрочем, причина успеха картины в момент выхода на экраны (кассовые сборы составили $10 млн., прокатная плата – $4 млн.), не говоря уже о последующей, не меркнувшей с годами славе, объясняется не только техническим новшеством. Вызывало и вызывает повышенный интерес неординарное жанровое решение. Атрибуты научной фантастики (учёные дистанционно контролируют поведение андроидов, призванных развлекать и ублажать клиентов) невольно контрастируют с атмосферой вестерна, рыцарского киноромана и – совсем чуть-чуть – пеплума, где мы оказываемся вместе с гостями аттракциона. Юлу Бриннеру, пошедшему на определённый риск, согласившись «повторить» одну из самых признанных своих ролей (Стрелок носит одежду, подозрительно напоминающую облачение Криса, первого из «великолепной семёрки»), не откажешь в харизме! Однако постепенно, по мере того, как бездушным (бездушным ли?) персонажем, раз за разом «убиваемым» из револьверов в перестрелке, овладевает ярость, он начинает казаться сущим дьяволом – посланником преисподней со стеклянными, испускающими злобный мертвенный свет глазами. Арнольду Шварценеггеру, что и говорить, было у кого учиться… Причём Крайтона точно не обвинить в мелкотемье: в частном инциденте автор видит не досадный сбой, не результат несчастного случая, не простое стечение обстоятельств. Устами крупного учёного, косвенно повинного в разыгравшейся трагедии, озвучивается гипотеза, что внутреннее устройство созданий с искусственным интеллектом по своей сложности сопоставимо со строением организма Homo sapiens. А это способно породить процессы, до боли нам знакомые – например, нечто похожее на эпидемию. Питеру, обычному современному интеллигенту, поддавшемуся нездоровой моде гедонистического толка – вошедшему во вкус бытования на жестоком Диком Западе, несказанно повезло, что удалось одержать верх в неравной схватке.

.

__________
1 – Правда, руководство кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer утвердило увеличение сметы на $250 тыс. – до $1,25 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Карцева Елена. Юл Бриннер. Русский ковбой // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 78-79.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.

Материалы о фильме (только тексты):

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+