Терминатор / The Terminator (1984)

Терминатор / The Terminator (1984): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Киборг-убийца» / «Ликвидатор» (варианты перевода оригинального названия), «Терминатор» / «Terminator» (название в рекламном ролике).

Великобритания, США.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёр Джеймс Кэмерон.

Авторы сценария Джеймс Кэмерон, Гэйл Энн Хёрд, автор дополнительных диалогов Уильям Уишер-мл.

Композитор Брэд Файдел.

Оператор Адам Гирнберг.

Жанр: фильм действия, научна фантастика

Краткое содержание
Из 2029-го года в 1984-й, в Лос-Анджелес, прибывает терминатор модели T-800 (Арнольд Шварценеггер), запрограммированный на убийство Сары Коннор (Линда Хэмилтон) — будущей матери Джона Коннора, возглавившего сопротивление людей вышедшим из-под контроля машинам. Следом появляется Кайл Риз (Майкл Бин), задачей которого является защита женщины. От исхода противостояния зависит выживание человечества.

В ролях: Пол Уинфилд (лейтенант Эд Трэкстер), Лэнс Хенриксен (детектив Хэл Вукович), Рик Россович (Мэтт Бьюхэнен), Бесс Мотта (Джинджер Вентура), Эрл Боэн (доктор Питер Силберман), Дик Миллер (продавец), Шон Шеппс (Нэнси), Франко Колумбу (терминатор в будущем), Билл Пэкстон (главарь панков), Уилльям Уишер-мл. (полицейский).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.03.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Терминатор / The Terminator (1984): кадр из фильма
В режиме поиска

Чёрная кожаная куртка, силой отнятая у самонадеянного панка, солнцезащитные очки, скрывающие ярко-красный, точно глаз демона, окуляр, почти полностью неподвижное лицо, металлический голос и непременное оружие в руках, будь то пистолет AMT 1911 45-го калибра с лазерным прицелом или ручной автомат Uzi… Таковы составляющие одного из самых знаменитых образов за всю историю мирового кинематографа, с блеском воплощённого Арнольдом Шварценеггером. В сравнении с терминатором, легко преодолевающим внешние обстоятельства, без тени сомнения ликвидируя (как минимум, калеча) любого, кто имел неосторожность встать на пути, Кайл Риз особо не впечатляет. Он отбирает штаны у бездомного, скрывается от блюстителей закона в ближайшем магазине, где присваивает подвернувшиеся под руку плащ и ботинки, и чудом получает оружие, выкрадывая помповое ружьё из оставленного без присмотра патрульного автомобиля. А в тот момент, когда терминатор устраивает разгром полицейского участка в стремлении добраться до Сары, тает последняя надежда на то, что неуязвимого киборга всё-таки удастся остановить. Однако заслуга Джеймса Кэмерона заключается не только в продемонстрированном (в первый, если не принимать в расчёт слабенькое продолжение «Пираньи», но далеко не последний раз) искусстве полностью завладевать зрительским вниманием, поскольку даже в редкие минуты, когда стремительность развёртывания экранных событий чуть ослабевает, возникает мощнейшее напряжение. Главное – в проявленном режиссёром-сценаристом1 умении реконструировать события с обеих точек зрения (вплоть до субъективной камеры применительно к киборгу!), подчёркивая тем самым, что речь идёт не о сражении двух опытных бойцов, а о столкновении принципиально разных форм разумной жизни. Собственно, если что и дарует Ризу слабый шанс, то это – природная сообразительность, чуткая интуиция, выносливость и уникальные навыки выживания в любых условиях. Противостояние, так сказать, технократической и гуманистической линий активно поддерживается и на акустическом уровне, включая столкновение музыкальных тем.

Терминатор / The Terminator (1984): кадр из фильма
Из тьмы…

Включённое (в дополнение к денежной компенсации2) в финальные титры посвящение писателю Харлану Эллисону и ряд осторожных отсылок к произведениям иных авторов дополнительно подчёркивает преемственность традиций научной фантастики, на очередном витке своего развития вернувшейся к извечным («проклятым») вопросам. Вместе с тем мотивы «Судного дня» и «восстания машин», получившие развитие в «сиквелах», завораживающе проецируется на ещё более древнюю, христианскую мифологию. Из небольшой детали, «говорящих» инициалов будущего спасителя (Если верить Линде Хэмилтон, выбранных Кэмероном вполне сознательно) – J.C., вырастает важный мифологический пласт ассоциаций с избиением младенцев, вкушением тайного плода знаний и иными библейскими сюжетами. А краткие и вязкие, точно ночной кошмар, воспоминания Кайла о будущем, кажущемся нескончаемой ночью, дают исчерпывающие представления о том, какой вид приме, если, не приведи Бог, состоится, апокалипсис… Умиротворённые финальные кадры тем не менее исполнены скрытой тревоги, внушая мысль о том, что надвигающаяся буря является приметой приближающегося Dies Irae – дня гнева Господня.

Терминатор / The Terminator (1984): кадр из фильма
С железным кулаком

Сегодня кажется почти невероятным, что Джеймс Кэмерон уложился в экономный (правда, всё равно превысив первоначально утверждённую смету на $1,4 млн.) производственный бюджет, $6,4 млн., причём «Терминатор», собрав в национальном прокате $38,37 млн., в мировом – $78,37 млн., вовсе не попал в число лидеров проката. Рекорды побьёт вторая часть.

.

__________
1 – Формально – соавтором сценария, но считается, что вклад Гэйл Энн Хёрд и Уильяма Уишера-мл. был сравнительно невелик.
2 – Он обвинил кинематографистов в плагиате из своих рассказов «Солдат», «Демон со стеклянной рукой» (оба послужили основой для эпизодов в телесериале «Внешние пределы») и «У меня нет рта, но я должен кричать».

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


Фильмы цикла:
Терминатор / The Terminator (1984)
Терминатор 2: Судный день / Terminator 2: Judgment Day / Terminator 2 – Le jugement dernier (1991)
Терминатор 3: Восстание машин / Terminator 3: Rise of the Machines (2003)
Терминатор: Битва за будущее / Terminator: The Sarah Connor Chronicles (2008-2009) (телесериал)
Терминатор: Да придёт спаситель / Terminator Salvation (2009)
Терминатор: Генезис / Terminator Genisys (2015)


Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Страшное кино: 10 самых страшных фильмов // Видео-Асс Премьер. — 1993, № 17. – С. 15-16.
Права на «Терминатора» разделились надво // ВидеоNews. – 1997, № 3. – С. 39.
Самсонов Георгий. Линда Хэмилтон: «Вся моя боль – на экране» // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 13. – С. 18-22.
Жан-Клод Ван Дамм: «Я круче, чем Сталлоне» // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 14. – С. 42-43.
Мани, мани, мани // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 12. – С. 44.
Кудрявцев Сергей. Non Stop // Искусство кино. – 1992, № 6. – С. 146-148.

Материалы о фильме (только текст)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter