Мишени / Targets (1968)
Другие названия: «Цели» (вариант перевода названия), «Прежде, чем я умру» / «Before I Die».
США.
Продолжительность 90 минут.
Режиссёр Питер Богданович.
Автор сценария Питер Богданович по сюжету Полли Плэтт и Питера Богдановича, при участии Сэмюэла Фуллера (без указания в титрах).
Оператор Ласло Ковач.
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Байрон Орлок (Борис Карлофф), в прошлом являвшийся едва ли не ведущей «звездой» хорроров, а ныне вынужденный соглашаться на роли в малобюджетных постановках, заявляет о твёрдом намерении окончательно уйти из кинематографа. Актёра-ветерана всё же уговаривают появиться перед публикой в автокинотеатре Reseda, где пройдёт показ последнего фильма с его участием. Байрон не мог и предположить, чем обернётся сеанс.
Также в ролях: Тим О’Келли (Бобби Томпсон), Нэнси Хсуэх (Дженни), Джеймс Барун (Роберт Томпсон-ст.), Сэнди Бэрон (Кип Ларкин), Артур Петерсон (Эд Лофлин), Мэри Джексон (Шарлотта Томпсон), Таня Морган (Айлин Томпсон), Монте Лэндис (Маршалл Смит), Пол Кондилис (менеджер драйв-ина), Питер Богданович (Сэмми Майклс), Фрэнк Маршалл (мальчик с билетом).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.06.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Питер Богданович вдохновлялся примером французов Франсуа Трюффо, Жана-Люка Годара, Клода Шаброля и Эрика Ромера, которые, пройдя киноведческую школу в журнале Cahiers du cinéma, стали режиссёрами, основав «новую волну». Однако их американскому коллеге, тоже начинавшему в качестве кинокритика, было несколько проще и вместе с тем – сложнее. Богдановичу не удалось сплотить вокруг себя единомышленников, заложив тем самым основу для кинематографического течения, получившего международное признание. Однако для молодого энтузиаста открыла заманчивые перспективы встреча с Роджером Корманом. Оценив способности Питера на съёмках «Диких ангелов» /1966/, оборотливый продюсер сделал ему заманчивое предложение. Будут выделены $130 тысяч на дебютную полнометражную ленту – при соблюдении двух условий: участие Бориса Карлоффа, остававшегося «должным» два съёмочных дня, и введение в повествование кадров из готического хоррора «Страх» /1963/, появившегося на свет коллективными усилиями. Что ж, постановщик не подвёл – и даже произвёл настолько сильное впечатление на престарелого кумира экрана, что тот по собственной инициативе увеличил время своего участия, а впоследствии, если верить воспоминаниям дочери, называл именно «Мишени» любимым фильмом, в котором довелось сыграть.
Естественно, Корман гарантированно вернул вложения и получил прибыль, причём по настоянию постановщика удалось продать права на прокат (за $150 тыс.) крупной кинокомпании – Paramount Pictures. Это послужило неплохим стартом карьеры Богдановича, позже причисленного к ярчайшим фигурам т.н. Нового Голливуда, и в данном случае удивляет вовсе не то, что картина со временем получила статус «культовой». Вызывает недоумение (и негодование), что явно неординарное по замыслу1 и исполнению кинопроизведение сразу не снискало громкого успеха! Важный для режиссёра мотив взаимного влияния грубой, неприкрашенной реальности и целлулоидных грёз раскрылся в ленте парадоксально и новаторски. С одной стороны поражает та обескураживающая аутентичность, с какой изложена история молодого человека по имени Бобби, ветерана войны во Вьетнаме, но заурядного «белого воротничка» (страхового агента), который без видимых причин однажды умертвил своих родственников, а следом – устроил стрельбу по живым мишеням… Это не плод фантазии авторов, отчасти опиравшихся по факты – на инцидент с шестнадцатилетним подростком Майклом Эндрю Кларком, затеявшим 25-го апреля 1965-го года аналогичную пальбу из винтовки с оптическим прицелом на 101-й автомагистрали. С другой же стороны мы погружаемся в мир служителей муз, озабоченных по преимуществу извлечением прибыли, с которым отныне не желает иметь ничего общего Байрон.
В тот момент, когда две сюжетные линии пересекаются, напряжение достигает наивысшей точки! Зная, что Борис Карлофф, изображающий почти самого себя (правда, фамилия Орлок заодно воспринимается отсылкой к зловещему графу из шедевра Фридриха Вильгельма Мурнау), тогда испытывал серьёзные трудности со здоровьем, проникаешься тем большим уважением к живой легенде и профессионалу высочайшего уровня. Трудно описать словами, с каким достоинством и с какой решительностью он ринулся под пули, и двух пощёчин безрассудному юнцу, возомнившему себя вершителем чужих судеб, оказывается достаточно, чтобы тот забился в рыданиях. Искусство, и киноискусство в том числе, способно возвысить, облагородить душу или может стать замечательным развлечением, помочь скрасить серые будни. Но главным в любом случае остаётся масштаб личности, причём поведанная главным героем притча о человеке, по наивности пытавшемся скрыться от смерти, лишний раз напоминает: от судьбы не уйдёшь… Питер Богданович в равной степени блистательно передаёт ощущение захваченной врасплох жизни, заходит ли речь о бытовании творческих работников или как бы среднестатистической семьи Томпсонов. А отказ от музыки (за исключением фрагментов сочинений, транслируемых по радио) является дополнительным свидетельством в пользу того, как основательно он овладел секретами режиссуры.
.
__________
1 – Между прочим, неоценимую помощь оказал Сэмюэл Фуллер, пожелавший не фигурировать в титрах.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий