Мужество в бою / Courage Under Fire (1996)
Другие названия: «Мужество под огнём» / «Мужество на поле боя» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 116 минут.
Режиссёр Эдвард Цвик.
Автор сценария Патрик Шин Дункан.
Композитор Джеймс Хорнер.
Оператор Роджер Дикинс.
Жанр: фильм действия, драма, детектив, триллер, военный фильм
Краткое содержание
В ходе ночной атаки танкового подразделения под Басрой подполковник Натаниел Серлинг (Дензел Вашингтон) отдаёт ошибочный приказ стрелять по внезапно появившемуся противнику, не разобравшись в горячке боя, что это свои. В результате погибает экипаж боевой машины, которым командовал его товарищ — капитан Бойлар (Тим Рэнсом). Война в Персидском заливе закончилась, инцидент намерены замять, однако совесть не даёт офицеру покоя… Подполковник получает приказ проверить факты из личного дела капитана Карен Уолден (Мег Райан), представленной к награждению медалью Почёта посмертно. Серлинг решает подойти к составлению отчёта не формально, а очень тщательно.
Также в ролях: Мэтт Дэймон (специалист Эндрю Иларио), Лу Даймонд Филлипс (штаб-сержант Джон Монфриз), Сет Гилиам (сержант Стивен Олтмайер), Майкл Мориарти (бригадный генерал Хершберг), Реджина Тейлор (супруга Стерлинга Мередит), Скотт Гленн (репортёр Тони Гартнер), Бронсон Пинчот (чиновник из Белого дома), Шон Эстин (Пателла).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.06.2023
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Эдвард Цвик, вообще говоря, пробовал силы в разных жанрах (особенно в период работы на телевидении), однако особый талант проявил в создании эпических, батальных кинополотен. Неудивительно, что Дензел Вашингтон, едва ознакомившись со сценарием Патрика Шина Дункана, сразу вспомнил о режиссёре, чьими стараниями удостоился (за роль рядового Трипа в «Славе» /1989/) премии «Оскар». Казалось бы, фильм снискал ощутимый коммерческий успех1 и получил положительные отзывы в прессе. Да и тот факт, что военное ведомство в какой-то момент прервало сотрудничество с кинематографистами (вынудив использовать для съёмок взамен танков M1A1 «Абрамс» британские «Центурионы», доставленные из Австралии), косвенно свидетельствовал о намерении авторов затронуть «неудобные» вопросы. К тому же, кинодраматург являлся ветераном вьетнамской войны, которую уже пытался отрефлексировать. Я даже готов поверить, что сами американцы искренне считают «Мужество в бою» честным, острокритическим произведением, но со стороны пропагандистский пафос представляется не просто очевидным, а ещё и аляповатым.
Выстраивание сюжета под явным (собственно, и не скрываемым создателями) влиянием японского шедевра «Расёмон» /1950/ могло бы обернуться неплохой идеей, если б не было проведено прямолинейно и топорно, словно в соответствии с положениями армейского устава и инструкций с грифом ДСП. Ещё курьёзнее выглядит стремление голливудских творцов «подправить» другого крупного художника-интеллектуала – Хорхе Луиса Борхеса, обнаружившего поразительный (возможно, неразрешимый) парадокс при освещении «темы предателя и героя». На поверку выясняется, что подполковник Стерлинг напрасно терзался смутными подозрениями: восстановленная истинная картина, хотя и отличалась от официальной версии, подтвердила, что капитан Уолден (на редкость неудачный выбор Мег Райан) заслуживает медали Почёта. Никаких сомнений! Никакого множества взаимоисключающих вариантов событий, в интерпретациях разных индивидов звучащих один убедительнее другого!.. Даже от висящей камнем на совести Натаниела вины за ошибочно отданный приказ его «избавляют» родители погибшего капитана Бойлара, косвенно подтвердившие своим жестом правильность выводов командования. И ладно бы всё ограничилось ощущением фальшивости основного конфликта, благополучно разрешающегося под занавес. По завершении сеанса трудно отделаться от мысли, что Цвик и Дункан (неважно, сознательно или нет) внесли лепту в поддержание выгодных Пентагону и Белому дому представлений об операции «Буря в пустыне», в которой-де потерь у коалиции Многонациональных Сил не было. А если и были, то минимальные, да и те – в результате непроизвольного огня по своим (friendly fire) как следствия колоссальной огневой мощи. И уж точно неприемлемы поползновения не признавать «мужество в бою» тех, кто вернулся из Ирака (а также тех, кто отправится туда ещё раз, в XXI веке). Пожалуй, единственным, кого хочется отметить в ленте, является Мэтт Дэймон, не напрасно, как показало дальнейшее развитие карьеры, рискнувший здоровьем, резко сбросив вес в процессе перевоплощения в образ специалиста Эндрю Иларио.
.
__________
1 – Правда, бюджет в размере $46 млн. окупился лишь благодаря общемировым кассовым сборам, составившим $100,9 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий