Мёртвый сезон / Myortvyy sezon (1968)

Логинов Игорь. Донатас Банионис: «Никто не хочет снимать – мёртвый сезон» // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 104.

КИНОГЛОБУС: ЛИТВА

Донатас БАНИОНИС: «НИКТО НЕ ХОЧЕТ СНИМАТЬ – МЕРТВЫЙ СЕЗОН!»

Что сегодня делается в литовском кино, некогда составлявшем цвет и славу советского кинематографа? От каких иллюзий и комплексов избавились кинематографисты Литвы, чего достигли за шесть лет свободы и независимости?

Я рад, что Литва обрела самостоятельность и независимость, хотя мне это и нанесло личный ущерб. Ведь я снимался у таких мастеров, как Андрей Тарковский, Григорий Козинцев, Савва Кулиш, Михаил Швейцер – все это, я считаю, режиссеры мирового уровня. Теперь я лишен такой возможности, но ведь этой возможности лишены и те, кто живет в России, а не только я.

Сегодня каждый крутится, как может. Я знаю актеров, которые выступают в разных программах, ведут шоу. Меня к этому не тянет, но я довольно много работаю в театре: играю каждый год одну – две большие роли. Зарплата в театре у меня очень маленькая, если перевести ее в доллары, получится 150 долларов – это на бумаге, а в руки я получаю еще меньше. Нет, я не жалуюсь, просто говорю так, как есть. Сейчас все так живут. В России, я вижу, тоже актеры зарабатывают кто где сумеет. Кроме театра, я изредка снимаюсь, но – не в Литве. Такого кино, какое было, у нас уже нет. И я очень сожалею об этом, потому что когда-то у нас было очень сильное кино, оно имело очень большую аудиторию, его смотрели миллионы зрителей.

Сегодня многие пишут и говорят о страшном кризисе в искусстве. Мне кажется, что в искусстве, действительно, какой-то всеобщий регресс или декаданс. Не только в кино, в театре, а и в музыке, в живописи. Если сравнить современное искусство с тем, что было в начале века, когда творили такие гиганты драматургии, как Чехов, когда был такой театр, как МХАТ, работали выдающиеся композиторы, художники, то сейчас ничего подобного мы не имеем.

Нет у нас и такого кино, какое в моем понимании должно быть. Везде крутят американские фильмы низкого уровня, начиненные не художественными, а чисто внешними эффектами – драками, стрельбой… Когда смотришь такое кино по телевидению, оно никаких положительных чувств не вызывает. Вообще, на мой взгляд, это ни к культуре, ни к искусству не имеет никакого отношения. Это все для продажи, даже для дешевой продажи. На этом зарабатываются деньги, потому что люди, к сожалению, покупают этот товар. Ну, ничего, я думаю, что пройдет время, и все станет на свои места.

Я часто бываю в России, испытываю очень теплые чувства к моим зрителям здесь. Недавно мне показали газету, где были напечатаны результаты социологического опроса, в котором зрители назвали меня самым популярным литовцем в России. Конечно, меня это очень радует, и я могу только поблагодарить их за это. Значит, то, что я сделал, осталось у людей в памяти. Хотя думаю, что мне удались, ну, примерно пять – шесть ролей из тех, которые я сыграл в кино. Я много работал в Москве, но особую симпатию испытываю к Петербургу, потому что там я начинал, там делал свои первые картины, такие, как «Мертвый сезон», «Гойя». В Петербурге сделана популярная картина «Приключения принца Флоризеля», где я сыграл зловещую фигуру председателя. Мне уже семьдесят три года. И я только радуюсь и благодарю Бога за то, что он мне дает возможность играть в театре, в кино, делать то, что я делал до сих пор.

Записал Игорь ЛОГВИНОВ

104

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+