На гребне волны / Point Break (1991)
Другие названия: «Точка разрыва» (вариант перевода названия), «Наездники бури» / «Riders on the Storm» (рабочее название), «Джонни Юта» / «Johnny Utah» (название оригинального сценария).
США.
Продолжительность 122 минуты.
Режиссёр Кэтрин Бигелоу.
Автор сценария У. Питер Айлифф по сюжету Рика Кинга и У. Питера Айлиффа.
Композитор Марк Айшем.
Оператор Дональд Петерман.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер
Краткое содержание
Джонни Юта (Киану Ривз), специальный агент ФБР, поступивший на службу после блестящего окончания профильного учебного заведения, соглашается с догадкой своего опытного напарника Анджело Паппаса (Гэри Бьюзи) о том, что члены неуловимой банды налётчиков, именующие себя «Экс-президентами», являются сёрфингистами. Надеясь раскрутить единственную «нить» в почти безнадёжном расследовании серии дерзких ограблений банков, Джонни внедряется в среду любителей бушующих морских прибоев. Обстоятельства складываются так, что Юта становится лучшим другом Боди (Патрик Суэйзи), оказывающегося главным подозреваемым.
Также в ролях: Лори Петти (Тайлер), Джон Кристофер МакГинли (Бен Харп), Джеймс Ле Грос (Роуч), Джон Филбин (Натаниэл), Боджессе Кристофер (Громмет), Джулиан Рейес (Альварес), Дэниел Бир (Бэббит), Энтони Кидис (Тоун), Ли Тергесен (Рози), в эпизоде Том Сайзмор (агент Управления по борьбе с наркотиками Дитс, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.04.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Кэтрин Бигелоу в третий раз подряд – после стильной и динамичной картины о вампирах под названием «Почти полная тьма» /1987/ и напряжённого триллера «Голубая сталь» /1990/ – с блеском доказывает, что гораздо лучше (хочется сказать, как рыба в воде!) чувствует себя в стихии сугубо мужского кинематографа. «На гребне волны», пожалуй, даже в большей степени отличают собственный, а не заёмный режиссёрский почерк, редкостное чувство стиля и умение извлекать немалое драматическое напряжение из самых, казалось бы, банальных ситуаций. Всё это сразу же вознесло картину, пользовавшуюся из ранних бигеловских работ наибольшим зрительским спросом1, до высот особого рода эталона среди боевиков – на зависть представителям сильного пола, коллегам Кэтрин. И громкий рекламный слоган «100%-но чистый адреналин» уже не покажется пустым бахвальством. А равно никто не сочтёт за бесцеремонность дерзкое цитирование эффектного кадра из ленты Дона Сигела, в свою очередь – выразившего таким образом признательность Фреду Циннеману (имеются в виду их личные шедевры «Грязный Гарри» /1971/ и «Ровно в полдень» /1952/). Значок фэбээровца оказывается на поверку ничем не лучше соответствующего символа принадлежности к рядам полиции или оловянной звезды шерифа, также олицетворяя собой бессилие закона перед жизнью во всём многообразии её форм.
Действие развёртывается по суровым законам боевика, поражая не только динамизмом, отсутствием малейших сюжетных заминок, но в первую очередь – жёсткостью трактовки характеров и ситуаций. У Бигелоу, равно как и у её супруга Джеймса Кэмерона, выступившего исполнительным продюсером, нет места сантиментам и пустым переживаниям. Даже ирония носит мрачноватый, если не циничный, оттенок. Но вместе с тем это, как ни странно, не исключает обострённо романтического восприятия действительности. Авторы признавались, что вдохновлялись «культовой» картиной Джона Милиуса «Большая среда» /1978/, воспевшей очарование сёрфингом, помимо прочего – позаимствовав оттуда актёра Гэри Бьюзи. Да и лента «На гребне волны» была закономерно воспринята гимном во славу свободному человеческому духу. Проявляется ли эта свобода в обуздании гигантских морских волн2, в свободном парении до того, как раскроется парашют, или – в тщательно спланированных ограблениях банков, что, по словам Боди, всегда было делом принципа, а не денег… Его лично ещё и как бы обязывает само имя (Bodhi), являющееся сокращением от термина Бодхисаттва – так в буддизме нарекают просвещённого, покидающего нирвану во благо спасения других. И тогда наполняется дополнительным, более глубоким смыслом финальный поступок специального агента, чья фамилия не менее знаменательно совпадает с названием солнечного штата США. Актёрская дуэль Киану Ривза, перехватившего партию у ряда именитых актёров (Чарли Шин, Джонни Депп, Кристиан Слэйтер) и ставшего настоящим открытием фильма, и Патрика Суэйза завораживает.
.
__________
1 – При бюджете $24 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $43,2 млн. и ещё порядка $97 млн. – за рубежом.
2 – Рабочим названием фильма даже был вариант «Наездники бури» – в честь одноимённой песни The Doors.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1992, № 5-6. – С. 32.
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 7-10.
Серфинг для агента ФБР // Видео-Асс Сателлит. – 1991, № 01. – С. 22-23.
Вязов Владимир. Патрик Суэйз – покоритель волн // Видео-Асс Сателлит. – 1991, № 01. – С. 24.
Дудкина Валентина. Кину Ривз: преодолевший «точку разрыва» // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 18. – С. 47-49.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий