Начало / Inception (2010)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Зарождение» / «Отправная точка» / «Внедрение» (варианты перевода названия), «Начало: опыт IMAX» / «Inception: The IMAX Experience» (версия для сети IMAX), «Стрела Оливера» / «Oliver’s Arrow» (фальшивое рабочее название).
США, Великобритания.
Продолжительность 148 минут.
Режиссёр Кристофер Нолан (номинации на «Золотой глобус» и «Сезар»).
Автор сценария Кристофер Нолан (номинация на «Оскар»).
Композитор Ханс Циммер (номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми»).
Оператор Уолли Пфистер (премия «Оскар»).
Также премию «Оскар» получили: Лора Хиршберг, Гэри Риццо, Эд Новик (сведение звука), Ричард Кинг (звуковой монтаж), Крис Корбулд, Эндрю Локли, Пит Бебб, Пол Дж. Франклин (визуальные эффекты).
Также на «Оскар» номинировались художники-постановщики Гай Хендрикс Дайэс (художник-постановщик), Ларри Дайес и Дуглас Э. Мовэт (декораторы).
Жанр: фильм действия, детектив, мелодрама, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Сайто (Кэн Ватанабэ), состоятельный японский бизнесмен, делает заманчивое предложение Доминику Коббу (Леонардо Ди Каприо), специалисту по проникновению в сны других людей с целью похищения конфиденциальных сведений, — организовать внедрение в сновидение Роберта Фишера (Киллиан Мерфи), сына умирающего магната Мориса Фишера (Пит Постлетуэйт). Дому и членам собранной им команды, проводнику Артуру (Джозеф Гордон-Левитт), девушке-архитектору Ариадне (Эллен Пейдж), имитатору Имсу (Том Харди) и специалисту по снотворным смесям Юсуфу (Дилип Рао), предстоит внедрить в подсознание наследника магната простую идею — разделить крупнейшую в мире энергетическую корпорацию, доставшуюся от отца, на самостоятельные компании.
Также в ролях: Том Беренджер (Браунинг), Марион Котийяр (Мэл), Майкл Кейн (Майлс), Лукас Хаас (Нэш), Тай-Ли Ли (Филипа в 3 года), Магнус Нолан (Джеймс в 20 месяцев), Тэйлор Гэр (Филипа в 5 лет), Джонатан Гэр (Джеймс в 3 года), Юдзи Окумото (сопровождающий Сайто), Райан Хэйуорд (адвокат), Миранда Нолан (бортпроводница).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.02.2019
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«Бэтменом: начало» /2005/ и особенно «Тёмным рыцарем» /2008/ Кристофер Нолан с блеском продемонстрировал, как превращать типичный голливудский блокбастер в образчик высокого искусства, не жертвуя ни зрелищностью, ни занимательностью. Однако у этого процесса, судя по всему, есть и оборотная сторона. Первый, начиная с его полнометражного дебюта, полностью авторский1 проект режиссёра-сценариста, безусловно, способен увлечь, поразить воображение, покорить замечательно выдержанным авторами балансом. Динамичности развёртывания экранных перипетий могли бы позавидовать и создатели «бондианы» – и это тем более забавно, что постановщик признавался: источником вдохновения для одного из уровней сна, когда Роберту помогают штурмовать крепость в заснеженных горах, послужил его любимый фильм об агенте 007 (разумеется, «На секретной службе Её Величества» /1969/). Попутно – возводятся и подвергаются причудливым трансформациям не только отдельные декорации (достаточно упомянуть «переворачивающиеся» вслед за автомобилем, который, спасаясь от погони, ведёт Юсуф, интерьеры отеля), но и целые городские кварталы, изменяемые усилием воли архитектора. Интрига продумана до нюансов и изощрённостью – не уступит тем самым лабиринтам, что с подачи Кобба научилась конструировать юная Ариадна, а мотивировки поступков действующих лиц, осознающих огромную опасность, представляются вполне убедительными. Но… По завершении сеанса не покидает крамольная (может, внедрённая кем-то извне?!) мысль, что талантливый уроженец Лондона всё-таки не сумел, невзирая ни на какие заслуги, совладать с давлением со стороны могущественной компании – только голливудской, Warner Bros.
Фильм стал крупным художественным событием (не говоря уже о шумном коммерческом успехе2) и действительно воспринимается выдающимся кинопроизведением, однако от этого становится, пожалуй, ещё грустнее. Речь не о стремлении донести до широких масс суть времени – поведать в меру собственного понимания об устройстве мира, ставшего вотчиной битвы крупных транснациональных концернов. Возможность противостояния индивида системе давно уже не стоит на повестке дня: Дому с единомышленниками удаётся сохранить независимость, лавируя между интересами организаций, причём, соглашаясь работать на заказчика, никуда не деться от риска пострадать от конкурента, чьи секреты взялся выведать. Зыбкий шанс предотвратить установление глобального контроля со стороны единого центра силы – помочь удержаться на плаву последнему стойкому сопернику: Сайто утверждает, что лишь его компания стоит на пути у Фишера, нацелившегося на монополизацию энергетического сектора. Хуже, что Нолан, оставаясь всецело на стороне таких личностей, как Кобб, приспосабливает персональное художественное мышление и видение под стандарты, навязываемые «фабрикой грёз». И ладно бы всё ограничивалось непременным хеппи-эндом, уподобляемым катарсису, но воспринимающимся, вопреки заверениям режиссёра, вполне однозначно – как то, что произошло в реальности, а не пригрезилось Доминику, не мечтающему ни о чём, кроме встречи с покинутыми детьми. Складывается впечатление, что Кристофер не может, решительно не имеет права оставить никаких двусмысленностей и недоговорённостей, раскрывая, а точнее, озвучивая (чаще всего – в самом что ни есть прямом смысле, вкладывая в уста действующих лиц) найденные идеи до тонкостей и нюансов. Зачем разъяснения там, где лучше оставить место простору фантазии, отдать материал во власть ассоциативного мышления самих зрителей?.. Притом что персонажи-то как раз следуют этому принципу, делая ставку на готовность человека, почти по Александру Пушкину, с радостью обманываться самому.
Библейский Иосиф, безошибочно истолковывавший сновидения царя Навуходоносора, уподоблен Юсуфу, подобравшему уникальную снотворную смесь, а дочь критского властителя Миноса, помогшая Тесею спастись из лабиринта Минотавра, – архитектору сложных миров, в которые, вкладываемые один в другой, предстоит ввести Фишера-младшего. Если личность сына должна послужить намёком на гениального шахматиста Роберта Джеймса Фишера, памятного эксцентричными выходками, то образ отца – дань уважения датскому художнику М.К. (Маурицу Корнелиусу) Эшеру, чьи парадоксальные работы словно оживают на киноэкране. Мэл, не отпускающая супруга даже после самоубийства, превратившись в сущую фурию, выступает последовательницей (правда, понятая по-западному буквально, мысль закономерно привела к неврозу) даосского мудреца Чжуан-цзы, увидевшего себя во сне мотыльком, которому снится, будто он человек, и уже не знавшего, проснувшись, кем является на самом деле. Риторическим вопросом «Ты живёшь в реальном мире?» могут завершиться приключения космического ковбоя Бибопа, придуманные в Стране восходящего солнца, но всё-таки не подвиги Кобба, пусть зависящего от доброй воли японца Сайто. И даже в европейской традиции (допустим, у Педро Кальдерона де ла Барка в пьесе «Жизнь есть сон») прежде было принято, обращаясь к столь эфемерному вопросу, избегать однозначности. Наверное, именно этот самонадеянный, подразумевающий если не всесилие, то – обладание истиной в последней инстанции во всей её полноте пафос не позволяет безоговорочно принять «Начало». Картина способна пленить красотой формы, стремительностью, осмысленным применением визуальных эффектов и причудливостью декораций… Чем угодно, но только не идеей, которую счёл бы своей, выстраданной каждый из зрителей, «просыпающийся» (непременно под песню Эдит Пиаф Non, je ne regrette rien) на финальных титрах.
.
__________
1 – То есть в данном случае – оригинальный, любовно выпестованный, а не основанный на каких-либо кино- или литературных произведениях.
2 – Общемировые кассовые сборы в размере $825,5 млн. (четвёртое место в сезоне) с лихвой компенсировали производственные затраты, составившие $160 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий