Не дыши / Don’t Breathe (2016)

Не дыши / Don’t Breathe (2016): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Человек во тьме» / «A Man in the Dark» (рабочее название), «Слепец» / «The Blind Man» (рабочее название).

США.

Продолжительность 88 минут.

Режиссёр Феде Альварес.

Авторы сценария Феде Альварес, Родо Саягуэс.

Композитор Роке Баньос.

Оператор Педро Люке.

Жанр: криминальный фильм, фильм ужасов, триллер

Краткое содержание
Рокки (Джейн Леви), Мани (Дэниел Дзоватто) и Алекс (Дилан Миннетт) промышляют кражами драгоценностей и бытовой техники из частных домов, куда легко проникают, пользуясь данными о системах безопасности, установленных фирмой, принадлежащей отцу последнего. Друзья решают завязать с преступной деятельностью и уехать из Детройта в солнечную Калифорнию после того, как провернут последнее дельце. Их жертвой должен стать Норман Нордстром (Стивен Лэнг), незрячий ветеран войск специального назначения, хранящий в сейфе крупную сумму денег.

Также в ролях: Эмма Берковичи (Дидди), Франчиска Тёрёчик (Синди), Кристиан Загиа (Рауль), Катя Бокор (Джинджер), Сергей Онопко (Тревор), Оливия Джиллис (дочь Нормана Эмма), Дэйна Кларк (ведущая новостей на ТВ).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.06.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Не дыши / Don’t Breathe (2016): кадр из фильма
Затаились и ждут

Готовность Феде Альвареса, кинодраматурга Родо Саягуэса и Сэма Рэйми, выступившего одним из продюсеров, учесть упрёки, посыпавшиеся в их адрес в свете выхода «Зловещих мертвецов: Чёрной книги» /2013/, остаётся лишь приветствовать. Режиссёр уругвайского происхождения словно взялся доказать, что умеет повергать публику в состояние трепета не исключительно натуралистичными подробностями (льющимися потоками крови, мерзким обликом демонов и т.д.). Своеобразным ориентиром создателям триллера послужили, видимо, «Люди под лестницей» /1991/, в которых признанный специалист по хоррорам Уэс Крэйвен также пошёл на ряд самоограничений, поведав о том, как из дома-ловушки пытается выбраться смышлёный темнокожий юнец. Правда, в ленте с интригующим (и, кстати, логически оправданным на фабульном уровне) названием «Не дыши» сюжетная предпосылка ещё интереснее. Пожилой слепец до определённого момента не подозревает, что в жилище кто-то проник, да и взломщикам, по идее, достаточно не издавать никаких звуков, чтобы не обнаружить своё присутствие. Кто ж мог предположить, что мистер Нордстром на поверку окажется не таким беспомощным, как виделось вначале…

Не дыши / Don’t Breathe (2016): кадр из фильма
С ним лучше не связываться

В результате фильм, обошедшийся в производстве гораздо дешевле альваресовского полнометражного дебюта (в $9,9 млн.), собрал в мировом кинопрокате в полтора с лишним раза больше – $157,1 млн. Зрителей (не только заокеанских) понять легко. Преподнесённый хозяином непрошеным гостям неприятный сюрприз заставляет увидеть ситуацию в новом свете. Молодые преступники очутились в положении… мух, угодивших в паутину и прилагающих неимоверные усилия, чтобы уцелеть, желательно – не выпустив при этом из рук добычу (в виде сумки с наличностью). Феде действительно неплохо нагнетает саспенс, изобретательно обыгрывая обстановку дома, стоящего в обезлюдевшем районе, пределы которого не так-то просто покинуть. Вместе с тем представляется очевидным, что авторы всё-таки не довольствовались сугубо занимательной составляющей зрелища.

Не дыши / Don’t Breathe (2016): кадр из фильма
Сообщники

Впрочем, я бы поостерёгся считать крупным достижением морально-этический аспект поведанной нам поучительной истории. Противопоставление Мани (имя-то какое – ‘деньги’!), выступающего главным вдохновителем преступлений, и Алекса, не оставляющего надежду отговорить девушку от рискованной затеи, подано чересчур прямолинейно. Другое дело – острый социально-критический аспект. Остаётся лишь догадываться, чем именно, продвигая демократию, занимался на чужбине (в Ираке) ветеран подразделения специального назначения, который, даже потеряв зрение, способен в мгновение ока нейтрализовать вооружённого противника – и который бережно хранит собственные «скелеты в шкафу». И разве не может не удручать тот фон, на котором протекает схватка не на жизнь, а на смерть?! Некогда процветающий промышленный город1, Детройт производит удручающее впечатление. Впечатление места, откуда большинство стремится убраться подальше (вот и Рокки мечтает увезти младшую сестру Дидди от грубой матери) – и где вольготно чувствуют себя такие сомнительные личности, как Норман. Честно говоря, хеппи-энд (сценаристы отдали предпочтение счастливой развязке, сочтя первоначальный вариант мрачным) не кажется убедительным: у таких историй не бывает благополучных завершений.

.

__________
1 – В данной связи любопытно, что павильонные съёмки велись в Венгрии, в расположенном недалеко от Будапешта городе Помаз.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+