Новые центурионы / The New Centurions (1972)
Другие названия: «Участок 45: лос-анджелесская полиция» / «Precinct 45: Los Angeles Police» (Великобритания: альтернативное название).
США.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Ричард Флейшер.
Автор сценария Стирлинг Силлифант по роману Джозефа Уэмбо, при участии Роберта Тауна (без указания в титрах).
Композитор Куинси Джонс.
Оператор Ральф Вулси.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Рой Фелер (Стейси Кич) поступает на службу в Департамент полиции Лос-Анджелеса – одновременно с другими новичками: Гасом Плебесли (Скотт Уилсон) и Серхио Дюраном (Эрик Эстрада). Будучи семьянином, он надеется на продвижение по карьерной лестнице, заочно изучая юриспруденцию. Напарником Роя часто оказывается Энди Кильвински (Джордж К. Скотт), искушённый блюститель закона, который знакомит Фелера с ночной жизнью мегаполиса. Изменит ли служба идеалистически настроенного молодого человека?
Также в ролях: Джейн Александер (Дороти), Розалинд Кэш (Лорри), Клифтон Джеймс (Уайти), Ричард Е. Кальк (Милтон), Джеймс Сиккинг (сержант Андерс), Беверли Хоуп Эткинсон (Элис), Митти Лоуренс (Глория), Изабель Санфорд (Вилма), Кэрол Спид (Марта), Трэйси Лайлс (Хелен), Бёрк Бирнс (Филлипс), Уильям Атертон (Джонсон), Питер Де Анда (Глэдстоун), Роджер Э. Мосли (водитель грузовика), Пепе Серна (молодой мексиканец).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.05.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
На момент публикации «Новых центурионов» (состоялась силами издательства Little, Brown and Company 30-го января 1971-го) Джозеф Уэмбо продолжал честно нести службу в правоохранительных органах Лос-Анджелеса. Его дебютный роман произвёл такой фурор, что интерес со стороны продюсеров был неизбежен, причём кинокомпания Columbia Pictures выплатила автору 32 бонуса – по $1,25 тыс. за каждую неделю нахождения книги в списке бестселлеров газеты The New York Times. Расчёты продюсеров полностью оправдались! Экранизация не просто попала в коммерческие лидеры (с результатом $7,45 млн. прокатной платы), но и оказала на развитие жанра влияние почти что на уровне «Французского связного» /1971/ и «Грязного Гарри» /1971/1. Правда, открытия, сделанные Ричардом Флейшером, в первую очередь усвоили создатели телесериалов – так называемых процедуральных драм (если короче, процедуралов), посвящённых суровым будням стражей порядка. И отдельно следует упомянуть о солидном успехе картины в Советском Союзе, где посещаемость (в сезоне 1974-го) составила 31,1 млн. человек.
Было бы наивно не замечать, что авторам киноверсии пришлось пойти на ряд существенных компромиссов. Литературный первоисточник (оказавшийся доступным в переводе на русский язык в 1992-м) гораздо жёстче рисует изнанку бытования Лос-Анджелеса, с обезоруживающей будничностью описывая инциденты, редко попадающие даже на страницы жёлтой прессы. Но дело не только в этом. Кинематографисты не рискнули выдержать разветвлённую романную структуру, сосредоточившись на судьбе одного из трёх основных действующих лиц – Роя Фелера. Стейси Кич достаточно убедительно демонстрирует процесс неумолимой моральной деградации своего персонажа, вступившего в ряды полицейских полным радужных надежд, верящим в неплохие перспективы (чему должна способствовать и учёба на юридическом факультете), наконец, искренне рвущимся помогать рядовым гражданам. Тяжёлое ранение в живот, чудом не обернувшееся летальным исходом, распад семьи, а затем и пристрастие к алкоголю – всё это привело к затяжной апатии (на грани депрессии), выбраться из которой позволило лишь знакомство с Лорри, чернокожей медсестрой2. Но… Флейшер и Силлифант оказались ещё радикальнее Уэмбо, отказав ему в праве на благополучную жизнь – отдав предпочтение трагическому финалу взамен традиционного хеппи-энда.
В ходе разговора в стриптиз-клубе Рой проводит любопытную историческую параллель, сравнив себя и напарника с центурионами, по мере сил поддерживавшими порядок в Древнем Риме. Не помогло: империя рухнула под натиском варваров… Мужчина задаётся риторическим вопросом, удастся ли «новым центурионам» не допустить подобного исхода в текущих реалиях? Кильвински, всю жизнь старавшийся чтить персональный кодекс, а ныне собирающийся на заслуженный отдых, хорошо держится на людях – с готовностью рассказывает коллегам, как намеревается проводить время на пенсии: в тиши и радости. Старина Энди и в последние минуты жизни ведёт себя внешне уравновешенно, спокойно договорив по телефону, а затем – недрогнувшей рукой застрелившись… Остаётся только гадать, какое отчаяние охватило его душу. Это ли не свидетельство поражения?! Беллетрист завершал повествование обширным (кстати, тоже написанным попеременно с трёх разных точек зрения: Дюрана, Плебесли и Фелера) эпизодом печально известных беспорядков в Уоттсе. Соответствующий фрагмент есть и фильме, но, судя по всему, намеренно не показан столь же масштабно и мрачно, чуть ли не в апокалипсическом ключе. Ричард Флейшер оказался не так уж не прав, полагая, что трагедия конкретного индивида найдёт более сильный эмоциональный отклик у зрителя – точнее отразит грозящее стране скатывание в бездну. Любопытно, что уже в следующем десятилетии Кич покорит аудиторию на ТВ в образе частного детектива Майка Хаммера.
.
__________
1 – Стирлинга Силлифанта пригласят писать сценарий третьей части боевика – под названием «Блюстиитель закона» /1976/.
2 – Актёр позже вспоминал, как руководство студии не хотело показывать роман белого с негритянкой, предлагая сделать героиню латиноамериканкой или мулаткой.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий