Огарёва, 6 / Ogaryova, 6 (1981)
Другие названия: «Улица Огарёва, дом 6» / «Ogaryova Street, Number 6» (международное англоязычное название)
СССР.
Продолжительность 87 минут.
Режиссёр Борис Григорьев.
Автор сценария Юлиан Семёнов по своему одноимённому роману.
Композитор Георгий Дмитриев.
Оператор Игорь Клебанов.
Жанр: криминальный фильм, детектив
Краткое содержание
Полковник Владислав Костенко (Василий Лановой) расследует обстоятельства смерти работника колхоза Кикнадзе, приехавшего в Ленинград, чтобы купить автомобиль. Единственной «зацепкой» оказывается сильнодействующее снотворное, которым отравили пожилого мужчину, прежде чем ограбить. Следы лекарственного средства всплывают в другом уголовном деле — о попытке изнасилования в Сухуми актрисы Елены Тороповой (Эмилия Соколова). Арестованный Виктор Кажаев (Дмитрий Джаияни) категорически отрицает свою вину и, тем более, связь с убийством. Костенко и его наставнику полковнику Алексею Садчикову (Георгий Юматов) предстоит много работы.
Также в ролях: Евгений Герасимов (капитан ОБХСС Валентин Росляков), Всеволод Кузнецов (Виктор Пименов), Юрий Саранцев (Виктор Пименов, озв.), Гия Бадридзе (полковник Серго Сухишвили), Владимир Дружников (полковник Серго Сухишвили, озв.), Всеволод Ларионов (Юрий Проскуряков), Нодар Бекаури (инструктор Вахтанг Морадзе), Нодар Мгалоблишвили (Ираклий Налбандов), Иван Рыжов (портной Иван Косых), Ян Янакиев (Гавриил Попков), Рита Гладунко (директор буфета), Инна Выходцева (следователь Ирина Петровна), Сергей Габниа (капитан милиции), Артём Карапетян (капитан милиции, озв.), Нурбей Камкиа (майор милиции), Феликс Яворский (майор милиции, озв.), Елена Астафьева (кассирша на станции), Михаил Чубинидзе (Михаил Дмитриевич), Яков Беленький (Михаил Дмитриевич, озв.), Софья Агумава (жена Кикнадзе).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.05.2022
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Одноимённый роман Юлиана Семёнова вышел из печати в 1972-м году, спустя девять лет после «Петровки, 38» /1963/, поэтому события, описанные в оригинальном произведении и в продолжении, отделяет значительный промежуток времени. А вот киноверсии двух замечательных (лично мне вторая часть понравилась даже больше!) остросюжетных детективов снимались одна за другой, практически без перерыва, с теми же ведущими артистами. Казалось бы, энтузиазм широкого зрителя не должен был успеть остыть, однако на сеансы «Огарёва, 6» наши соотечественники купили заметно меньше билетов – 33,4 миллионов. В сезоне 1981-го наивысшим спросом пользовался кинороман «Тегеран-43» /1981/, да и парочку зарубежных1 криминальных лент постановке Бориса Григорьева превзойти не удалось. Что же послужило причиной?
Фильм, конечно, уступает своему предшественнику в плане зрелищности. В частности, нет ничего сопоставимого со сложной, по-настоящему захватывающей дух автомобильной погоней, а сыщикам теперь не приходится часами высматривать подозреваемого на многолюдных столичных улицах. В кульминационный момент, правда, происходит трагедия на подмосковной железнодорожной платформе – но задержание преступника в аэропорту проводится чётко, без шума и пыли (и снято оператором Игорем Клебановым на дальнем плане). Есть все основания полагать, что режиссёр сознательно пошёл на риск, сделав упор на, скажем так, интеллектуальные усилия сотрудников УГРО, которым помимо собственно аналитической работы необходимо одержать верх в изощрённой психологической дуэли с оппонентами. Того же Кажаева, аспиранта и сибарита, пустыми угрозами не припрёшь к стенке, не говоря уже о Пименове, считающемся образцовым руководителем предприятия.
Детективная интрига как таковая, весьма сложная и запутанная, требующая пристального внимания, всё-таки не воспринималась авторами самоцелью. Как и в литературном первоисточнике, размах «подвигов» подельников таков, что не просто охватывает чуть ли не всю территорию СССР. Семёнов и Григорьев, формально оставаясь в рамках жанра, достаточно остро ставят вопросы морального и социального (точнее, социально-политэкономического) толка. Валентин Росляков, ныне несущий службу (в звании капитана) в рядах ОБХСС, делится с давним товарищем мыслями о засилии бюрократизма, который с одной стороны тормозит производственные процессы, но с другой – обеспечивает строгий контроль. Нет никаких сомнений, что матёрый «цеховик», считавший, что полностью обезопасил себя, рано или поздно окажется обезвреженным, пусть и дорогой ценой… Однако само возникновение подобного феномена не могло не прозвучать сигналом медленно назревающего неблагополучия. Углублённый анализ явления, разумеется, не входил в замысел кинематографистов (равно как и писателя), но и указать на наличие проблемы было, что ни говори, важно.
.
__________
1 – «Кто есть кто» /1979/ производства Франции и американская «Бездна» /1977/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Карцева Елена. Убийство для отвлечения // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 133.
Добавить комментарий