Перед рассветом / Before Sunrise (1995)

Перед рассветом / Before Sunrise (1995): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «До рассвета» / «Перед восходом солнца» (варианты перевода названия).

США, Австрия, Швейцария.

Продолжительность 101 минута.

Режиссёр Ричард Линклейтер («Серебряный медведь» Берлинского МКФ).

Авторы сценария Ричард Линклейтер, Ким Кризан.

Композитор Фред Фрит.

Оператор Ли Дэниел.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Молодой американец по имени Джесси (Итан Хоук), разговорившийся в вагоне с француженкой Селин (Жюли Дельпи), направляющейся в Париж, уговаривает её сойти с поезда в Вене и провести вместе вечер и ночь. Девушка соглашается. В австрийской столице масса достопримечательностей, способных заинтересовать туристов, даже бродящих по городу без особой цели и со скудной суммой денег в кармане. Однако главным для них станет всё же другое…

Также в ролях: Андреа Экерт (жена в поезде), Ханно Пёшль (муж в поезде), Карл Брукшвайгер (мужчина на мосту), Текс Рубиновиц (мужчина на мосту), Эрни Мангольд (гадалка), Доминик Кастелл (уличный поэт), Хаймон Мария Буттингер (бармен), Джон Слосс (посетитель кафе), в эпизодах Адам Голдберг (человек, спящий в поезде), Ричард Линклейтер (человек, играющий в «футбол»).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.05.2020

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Перед рассветом / Before Sunrise (1995): кадр из фильма
Он, американец

Американец, разоткровенничавшись с новой знакомой, озвучивает идею телешоу нового типа, в котором бы приняло участие 365 человек со всего мира (каждому бы отвели сутки). Джесси было б интересно узнать, что подобный замысел оказался впоследствии с блеском реализован. Имеются в виду отнюдь не многочисленные реалити-шоу, ставшие феноменально популярными на рубеже веков и даже подвергнувшиеся хлёсткому высмеиванию (в частности, в сатирических кинокомедиях «Шоу Трумана» /1998/ и «Эд и телевизора» /1999/). Вспомним, что Кевин Макдональд смонтирует из материала, отснятого десятками тысяч пользователями Интернета в разных странах в течение 31-го октября 2011-го года, фильм, получивший ёмкое название – «Жизнь за один день». Но тем самым Ричард Линклейтер обнаруживает и собственные эстетические пристрастия, отчасти проявившиеся ещё в ранних картинах, но исчерпывающе раскрывшиеся, пожалуй, лишь в этой ленте. Даже необязательно знать, что основой сценария1 послужил факт его собственной биографии – несколько часов, проведённых в Филадельфии за увлекательной беседой с женщиной по имени Эми, случайной знакомой. Поэтическая формула о встрече двух одиночеств, то ли предуготовленной судьбой, то ли состоявшейся, напротив, вследствие банального стечения обстоятельств, дарит столько открытий чудных, что это решительно не выразить словами. Любопытно, что, хотя «Золотой медведь» ушёл Бертрану Тавернье за острую криминальную драму «Приманка» /1995/, жюри под председательством Лии ван Лир (основательницы синематек в Иерусалиме и Хайфе) отметило одного из заметных деятелей «независимого» заокеанского кинематографа призом за режиссуру.

Перед рассветом / Before Sunrise (1995): кадр из фильма
Она, француженка

Ричард, бесспорно, опирается на опыт, накопленный приверженцами «синема-верите» (как из Европы, так и из США), которые в свою очередь творчески переосмыслили концепцию захваченной врасплох жизни, сформулированную Дзигой Вертовым. Но именно что – опирается. То, что выглядит чистой импровизацией – плодом вдохновения, нашедшего на исполнителей в атмосфере Вены, где первые встречные оказываются артистами (правда, любителями), а бездомный сочиняет замечательное стихотворение, на поверку требовало скрупулёзной, напряжённой проработки. Итан Хоук и Жюли Дельпи потрясающе естественно существуют на экране, словно поблизости и нет кинокамеры. Никакого позёрства, никакого наигрыша. Нотки смущения, едва улавливаемые по бросаемым украдкой взорам, постепенно сменяет ощущение полного (не требующего слов и красноречивых жестов) взаимопонимания. Это больше, чем интимная близость, которая (имевшая-таки место – именно «перед рассветом») в общем-то мало что меняет. Важнее – миг (остановившееся мгновение, как у Гёте?) подлинного, глубинного единения двух душ. Голос разума настойчиво предостерегает против необдуманных, импульсивных поступков, исподволь внушает, что будущее у завязавшихся отношений – весьма туманно… Однако натуры романтиков всё же прорываются – и повествование обрывается в тот момент, когда парень и девушка с разных континентов, ранее условившиеся попрощаться навсегда, договариваются о новой встрече, спустя ровно полгода. Суждено ли сбыться радужной надежде?

Перед рассветом / Before Sunrise (1995): кадр из фильма
Судьбоносная встреча

Впрочем, дух эпохи просочился в фильм не только благодаря виртуозно сделанному кинематографистами слепку реальности, запечатлевшему пожилую цыганку-гадалку, уличную танцовщицу, щедрого бармена, дающего иностранцу под честное слово бутылку вина, и т.д. Линклейтер и Кризан невольно демонстрируют, что в воздухе словно разлито новое, постмодернистское мироощущение. Незадолго до расставания герой сообщает своё настоящее имя – Джеймс, уточняя, что все зовут его Джесси. «Ты имеешь в виду Джесси Джеймса?» – спрашивает Жюли. Тот лаконично отвечает: «Нет. Просто Джесси». Вкупе с сообщаемой под занавес датой (16-ое июня, отмечаемое как Блумсдэй, или День Блума) это воспринимается прозрачным намёком на личность и творчество тёзки гостя из США – знаменитого Джойса. «Грубый, тупой, вульгарный американец, который не знает никаких языков и бескультурен» (чтобы дать себе такую характеристику, нужно обладать тонким, ироничным умом), невольно повторяет на чужбине путь, проделанный в романе «Улисс» дублинским обывателем Леопольдом. Все мы являемся частичками бессмертных сущностей миллиардов и миллиардов других людей, обитавших на Земле, пусть выпад парня в адрес приверженцев метемпсихоза и звучит ёрнически. Авторы почти приблизились к идеалу мудреца (из известной притчи Раджниша Бхагвана Шри, или Ошо), в капле воды способного увидеть весь мир, а в минуте – отражение целой жизни… Громкого коммерческого успеха ленты не последовало (правда, кассовые сборы, составившие $5,5 млн., позволили уверенно компенсировать затраты в размере $2,5 млн.), зато постепенно за картиной по праву закрепилась репутация одного из ключевых кинопроизведений своего времени. Как следствие, режиссёр и «звезды» посчитали себя не вправе не вернуться к судьбам полюбившихся персонажей.

.

__________
1 – Написан постановщиком на пару с дебютанткой Ким Кризан, однако существенные правки внесли и ведущие исполнители.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кулиш Александр. Не целомудрствуя лукаво // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 4-6.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+