Пэт Гэрретт и Билли Кид / Pat Garrett & Billy the Kid (1973)

Пэт Гэрретт и Билли Кид / Pat Garrett & Billy the Kid (1973): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Пэт Гарретт и Билли Кид» (вариант написания названия), «Пэт Гэрретт и Билли Кид» / «Pat Garrett and Billy the Kid» (название на рекламном плакате).

США.

Продолжительность 106 минут (прокатная версия; отреставрированная в 1988-м году версия – 122 минуты, специальное издание на DVD в 2005-м – 115 минут).

Режиссёр Сэм Пекинпа.

Автор сценария Руди Вурлицер.

Композитор Боб Дилан (номинация на «Грэмми» за альбом).

Оператор Джон Кокиллон.

Жанр: биографический фильм, драма, вестерн

Краткое содержание
Старый форт Самнер, штат Нью-Мексико, 1881-й год. Пэт Гарретт (Джеймс Коберн), в прошлом отъявленный преступник, готовящийся вступить в должность шерифа по протекции влиятельного землевладельца Чизама (Барри Саллливан), приезжает к закадычному приятелю Уильяму Бонни по прозвищу Билли Кид (Крис Кристофферсон), чтобы исполнить долг дружбы — попросить его в кратчайшие сроки покинуть страну. Однако Билли не внемлет предупреждениям, не оставляя новоиспечённому блюстителю закона выбора…

Также в ролях: Ричард Джекел (шериф Кип МакКинни), Кэти Джурадо (миссис Бейкер), Чилл Уиллс (Лемуэл), Джейсон Робардс (губернатор Уоллес), Боб Дилан (Элиас), Роберт Голден Армстронг (Оллингер), Люк Эскью (Эно), Джон Бек (По), Ричард Брайт (Холли), Рита Кулидж (Мария), Джек Илам (Аламоса Билл), Эмилио Фернандес (Пако), Слим Пикенс (шериф Бейкер), Чарльз Мартин Смит (Баудр), Гарри Дин Стэнтон (Люк), Рутания Алда (Рути Ли), Руди Вурлицер (О’Фоллиард), Элиша Кук-мл. (Коди), Даб Тейлор (Джош), в эпизодах (без указания в титрах) Брюс Дерн (помощник шерифа), Сэм Пекинпа (Уилл).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.07.2020

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Пэт Гэрретт и Билли Кид / Pat Garrett & Billy the Kid (1973): кадр из фильма
Лучшие друзья?

Возможно, подобная мысль покажется (и показалась бы самому Сэму Пекинпа!) крамольной, но лично на меня очень сильное, во многих отношениях – неизгладимое впечатление произвела именно первоначальная версия фильма. В своё время режиссёр поссорился с продюсерами и руководством киностудии Metro-Goldwyn-Mayer, перемонтировавшими и серьёзно (на шестнадцать минут) сократившими картину, которая не вызвала коммерческого резонанса1 и заслужила сдержанные оценки критиков, тем самым – поддержавших знаменитого голливудского бунтаря. Считается, что лишь с выпуском в 1988-м (на видеокассетах и лазерных дисках) ленты в том виде, в каком её задумал и снял Пекинпа, была восстановлена историческая справедливость, позволив воздать почившему мастеру по заслугам. Но, думаю, это тот случай, когда оригинальное авторское видение ощущается без преувеличения в каждом кадре, в монтажном решении любого из эпизодов, начиная с экспозиции, где престарелого шерифа настигает-таки возмездие, которая плавно перемежается с прологом: люди Билли упражняются в меткости, стреляя из револьверов и винчестеров в… живых кур, вкопанных в землю.

Пэт Гэрретт и Билли Кид / Pat Garrett & Billy the Kid (1973): кадр из фильма
Будущее таит сюрпризы

Конечно, в режиссёрской версии лейтмотив звучит более уверенно, получает некоторые важные нюансы, а повествование в целом – чаще обретает (правда, в ущерб динамичности) эпическое дыхание, заставляя почти физически почувствовать поступь Истории. Точнее, незримую, никак себя внешне не проявляющую, но неминуемую смену вех, которую прекрасно улавливают на интуитивном уровне оба антагониста. Однако сокращения ни в малейшей степени не обеднили и не спрямили диалектику странных, нередко кажущихся необъяснимыми и запутанными отношений между Гэрреттом и Кидом. То, что Артур Пенн в «Пистолете в левой руке» /1958/ осторожно нащупывал, у Руди Вурлицера (между прочим, поначалу он предложил сценарий Монте Хеллману, также славившемуся нетривиальными вестернами) и Пекинпа становится объектом глубокомысленной и обстоятельной художественной реконструкции. Кем был Билли? Юным2 сорвиголовой, отличающимся исключительной везучестью? Убийцей без грана совести, запросто стреляющим в безоружных врагов, в том числе – повернувшихся спиной? Или всё-таки индивидуалистом и романтиком, не желающим (хуже того, не могущим) принять радикально меняющиеся правила игры, поддаться давлению обстоятельств?.. Пэт не случайно напоминает, что тот первым попробовал взвалить на свои плечи бремя закона, но посчитал себя обманутым Чизамом на пятьсот долларов. В то время как сам – вполне благожелательно выслушивает тираду респектабельного судьи о том, что этот край обширен и примитивен, что сюда идут деньги, здесь растут инвестиции и политические интересы. И всё-таки дело не в том, что Гэрретт предпочитает, наступив на горло собственной песне, переметнуться на сторону победителей. Исход встречи видится предрешённым задолго до финала – но Пэт не позволяет отрезать у мёртвого Уильяма Бонни палец, чтобы отослать его в Линкольн как доказательство свершившегося правосудия.

Пэт Гэрретт и Билли Кид / Pat Garrett & Billy the Kid (1973): кадр из фильма
Сумеет выкрутиться

В представлении Пекинпа, Пэт Гэрретт (одна из лучших ролей Джеймса Коберна!) – подлинно трагическая фигура. Он поступился идеалами, добровольно изменился, последовательно переманивая бывших преступников на правильную сторону закона, наконец, собственноручно убил Билли Кида, которого считал родным сыном. Но этот великий, непогрешимый, неотвратимый закон на поверку оборачивается «законом банды Санте-Фе» – организованным, упорядоченным, массовым насилием, осуществляемым руками гнусных наёмников (например, в отношении мексиканца-скотовода Пако) по заказу таких влиятельных персон, как Чизам. И к 1909-му году у Пэта, настигаемого подлой пулей, не остаётся даже того ограниченного выбора, какой получили члены «дикой банды» (из другого великого вестерна Сэма), решительно направившиеся навстречу смерти в разгар мексиканской революции, развеявшей последние иллюзии о возможности продления славных деньков Дикого Запада. Однако Пекинпа абсолютно прав, воздавая запоздалые почести участникам затянувшегося противостояния – одним из последних носителей той свободы, что оказалась несовместима с насаждёнными новыми порядками. Свободы кровавой и жестокой (что не ретушируют, а подчёркивают фирменные рапиды в эпизодах перестрелок), но – именно свободы. Её конгениальным выражением стали, надо заметить, блистательные рок-баллады Боба Дилана (порекомендованный режиссёру коллегой Кристофферсоном, он в том же 1973-м году выпустил одноимённый альбом), дополнительно исполнившего выразительную, хотя и небольшую, партию Элиаса.

.

__________
1 – При бюджете $4,6 млн. (включая перерасход в сумме $1,6 млн.) общемировая прокатная плата оценивается в $5,4 млн.
2 – Хотя двадцатиоднолетнего героя блистательно сыграл тридцатишестилетний (!) Крис Кристофферсон, на тот момент известный как певец в стиле кантри.

Прим.: рецензия впервые опубликован на сайте World Art



Материалы о фильме:
Десмонд Норма. Джеймс Коберн. Опережающий пулю // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 82-83.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+