Пистолет в левой руке / The Left Handed Gun (1958)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Пистолет в левой руке» / «Стрелок-левша» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 102 минуты.
Режиссёр Артур Пенн.
Автор сценария Лесли Стивенс по пьесе Гора Видала.
Композитор Александр Кураж.
Оператор Дж. Певерелл Марли.
Жанр: вестерн
Краткое содержание
Джон Танстелл (Колин Кит-Джонстон) нанимает молодого бродягу Уильяма Бонни (Пол Ньюман), предпочитающего прозвище Билли Кид. Юноша проникается неподдельным уважением к своему хозяину — и, когда скотовод, принципиально отказывавшийся носить оружие, оказывается застрелен из засады, он клянётся отомстить убийцам. Билли Кид исполнит торжественное обещание, но… слишком дорогой ценой.
Также в ролях: Лита Милан (Селса), Джон Денер (Пэт Гарретт), Херд Хэтфилд (Мултри), Джеймс Конгдон (Чарли Будр), Джеймс Бест (Том Фоллиард), Джон Диркс (МакСвин), Роберт Андерсон (Хилл), Уолли Браун (помощник Мун), Эйнсли Прайор (Джо Грант), Мартин Карралага (Савал), Денвер Пайл (Оллингер), Пол Смит (Смит).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.12.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Хотя именно Пол Ньюман воплотил заглавный образ в «Смерти Билли Кида» /1955/ – двадцать третьем эпизоде седьмого сезона телеальманаха «Телевизионный театр Philco-Goodyear», в киноверсии изначально предполагалось занять другого, на тот момент более знаменитого артиста. И лишь скоропостижная гибель Джеймса Дина в автомобильной аварии не позволила продюсерам осуществить задуманное… Впрочем, в карьере Пола дебютная полнометражная постановка Артура Пенна не сыграла существенной роли, не снискав коммерческого успеха (не окупив производственный бюджет в размере $700 тыс.). Да и положительные отзывы некоторых зарубежных (в частности, французских и советских) киноведов не могли компенсировать равнодушия американских рецензентов, не рискнувших опровергать выпады Гора Видала1, оставшегося недовольным изменениями, внесёнными Лесли Стивенсом. Новая волна повышенного интереса к «Пистолету в левой руке» возникла лишь в конце следующего десятилетия, когда кинокритики да и многие рядовые зрители заинтересовались истоками творчества режиссёра, приковавшего всеобщее внимание.
В первую очередь, конечно, напрашиваются параллели с «Бонни и Клайдом» /1967/ – и не только из-за реалистичности (не эффектности, именно реалистичности) показа на экране смертей: шериф с людьми подло убивают Танстелла, Уильям, сбежав из-под стражи, стреляет из «винчестера» в недруга и т.д. Пенна и Ньюмана заинтересовали, вне всякого сомнения, обстоятельства, обусловившие рождение красивого мифа о Билли Киде, который при мало-мальски непредвзятом анализе не выдерживает проверки фактами и логикой. Молва вознесла Бонни (по иронии судьбы, с подачи Пэта Гарретта, превратившегося из приятеля во врага) на пьедестал если не народного героя, то по меньшей мере – благородного разбойника, пускающего в ход оружие из жажды праведной мести. И ведь пролитая кровь безвинного человека действительно требовала возмездия… Проблема в том, что в жизни всё сложнее – и зачастую не укладывается даже в рамки закона, не говоря уже о древнем принципе талиона. Юнцу, являвшемуся виртуозным стрелком и бесстрашной, отчаянной личностью, но безграмотному, не отличавшемуся высоким интеллектом, не склонному к размышлениям на нравственные темы, в конечном итоге придётся столкнуться с ситуацией, не умещающейся в привычные представления. Почему люди, знавшие его, не в восторге от описаний подвигов в газетных статьях и книгах, а Мултри, гордившийся статусом дотошного биографа преступника, идёт на предательство? Что так разозлило Гаррета? Ведь формально расправа состоялась не на свадьбе Пэта… Как, наконец, могли отказать в помощи умирающему Уильяму те, от кого подобного поступка ожидать было нельзя?.. На примере судьбы Билли Кида, ставшего одним из олицетворений овеянной легендами эпохи, кинематографисты подводят нас к выводу, что подлинная история Дикого Запада имела малого общего с расхожими, укоренившимися в массовом сознании стереотипами. Но что ещё хуже – многие принципы (например, опора по вооружённую силу, закреплённая второй поправкой к Конституции США), перекочевавшие из прошлого в современность, продолжают оказывать пагубное влияние на повседневную реальность. Поиски Артура Пенна позже будут продолжены, в частности, Сэмом Пекинпа и Кристофером Кейном, которые также обратятся к персоне урождённого Уильяма Генри МакКарти.
.
__________
1 – Писатель и драматург, скажем так, возьмёт реванш в 1989-м, лично проконтролировав съёмки телефильма «Билли Кид».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. – М.: Искусство, 1975. – С. 140-141.
Григорьев А. Легенды // Новости видео. – 1991, № 04 (11). – С. 4.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий