Помощник мясника / The Butcher Boy (1997)

Помощник мясника / The Butcher Boy (1997): постерПолнометражный фильм (номинация на премию Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Мальчик-мясник» / «Подручный мясника» (варианты перевода названия).

Ирландия, США.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр Нил Джордан («Серебряный медведь» Берлинского МКФ).

Авторы сценария Патрик МакКейб, Нил Джордан по роману Патрика МакКейба.

Композитор Эллиот Голденталь.

Оператор Адриан Биддл (премия Европейской киноакадемии).

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Фрэнси Брейди (Имонн Оуэнс, почётное упоминание на Берлинском МКФ), растущий в небольшом ирландском городке Клонс в начале 1960-х, дружит с Джо Пёрселлом (Алан Бойл) и является, в принципе, нормальным ребёнком, хотя и не лишён склонности к мелкому хулиганству. Проблемы в его жизни начинаются с нервного срыва у матери по имени Энни (Эйслинг О’Салливан), после попытки самоубийства определённой в «Гараж» – клинику для душевнобольных. Теперь неприятности точно не обойдут Фрэнси стороной…

Также в ролях: Стивен Ри (Бенни Брейди, папа / взрослый Фрэнси), Фиона Шоу (миссис Ньюджент), Эндрю Фуллертон (Филлип Ньюджент), Шон МакГинли (сержант), Иэн Харт (дядя Эло), Брендан Глисон (святой отец Бабблс), Майло О’Ши (святой отец Салливан), Шинейд О’Коннор (дева Мария / Коллин), Джина Моксли (Мэри), Джон Кавана (доктор Бойд), Ниалл Багги (святой отец Дом).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.12.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Помощник мясника / The Butcher Boy (1997): кадр из фильма
Такой вот друг

Отнюдь не вызывает удивления, что Нил Джордан поспешил приобрести права на экранизацию «Помощника мясника», ещё когда работал над «Интервью с вампиром» /1994/ – в 1992-м году, вскоре после публикации романа, отмеченного литературной наградой газеты The Irish Times и номинированного на престижную Букеровскую премию. Патрик МакКейб демонстрировал готовность существенно переработать в процессе адаптации исходный текст – и, если верить прессе, именно режиссёр (значащийся в титрах соавтором сценария) убедил писателя как можно меньше отклоняться не только от духа, но даже от буквы первоисточника. Книга действительно вызывает немалый интерес – как в области формы, так и в части многопланового содержания, в чём русскоязычные читатели также могли убедиться1.

Помощник мясника / The Butcher Boy (1997): кадр из фильма
Откровение небес?

Представляется символичным то обстоятельство, что Джордан вынужденно сдвинул график съёмок фильма (из-за чего, кстати, заглавная роль ушла дебютанту Имонну Оуэнсу, сменившему ранее утверждённого Байрона Хэйеса), поскольку был занят работой над «Майклом Коллинзом» /1996/. Пафосная биографическая лента с Лиамом Нисоном и Джулией Робертс создавалась с нескрываемым расчётом на то, чтобы стать чуть ли не главным произведением Ирландии всех времён. А по факту получилось, что история сорванца Фрэнси, не очень-то верящего словам пьяницы-садовника Джимми Скита (между прочим, в исполнении самого МакКейба), что тот в молодости, мол, сражался бок о бок с легендарным революционером за независимость отчизны, куда тоньше и глубже выражает дух свободолюбивой страны. И куда честнее говорит о тех проблемах, с какими соотечественники столкнулись спустя несколько десятилетий после обретения независимости, не заметив, как стали жертвой колониализма нового типа – политики неоколониализма, грамотно проводимой Соединённым Королевством. Исторический контекст, к слову, имеет принципиальное значение – не только с точки зрения раскрытия увлечений друзей-школьников, обожающих комиксы и дешёвую голливудскую кинофантастику. Хотя Карибский кризис не вплетён в сюжет непосредственно (подобно тому, как это остроумно сделано в «Дневном сеансе» /1993/ Джо Данте), телевизионные репортажи о конфронтации сверхдержав, грозящей разрастись до ядерной войны, воспринимаются не просто фоном. Юный Брейди повторяет глупости взрослых про «коммунистическую угрозу», в то время как апокалипсис районного масштаба случается прямо там, в сонном провинциальном городишке. Изуверское преступление шокировало обывателей не меньше, чем взрыв атомной бомбы!

Помощник мясника / The Butcher Boy (1997): кадр из фильма
Магия кинозала

Джордан проявил в киноверсии деликатность, не став визуально акцентировать тему свиней, которые поначалу всюду мерещатся Фрэнси (в людском обличии) и с которыми ему приходится иметь дело совсем скоро – как только поступает на работу на скотобойню по соседству. Помощник мясника на удивление легко привыкает к виду и запаху крови, и от намерения лично умерщвлять животных закономерно приходит к желанию расправиться с ненавистной миссис Ньюджент. Да и инцидент с папашей-алкоголиком, чью тихую смерть сынок умудрялся долго скрывать от окружающих, недвусмысленно свидетельствует о серьёзных психических отклонениях от нормы… Вместе с тем Нилу удалось блестяще передать то ощущение, какое Патрик хотел донести при помощи специфического литературного приёма – потока сознания, чему закадровый текст в фильме всё-таки не может служить полноценной заменой. Ребёнок из Клонса не был никаким исчадьем ада – прирождённым убийцей или хотя бы садистом. Побудительные мотивы к совершению дичайшего преступления сформировались из совокупности вполне конкретных, осязаемых обстоятельств: от презрения матери Филиппа до дружбы, преданной Джо, от неудачного «перевоспитания» в исправительной школе до усвоенных коллективных фобий. Взрывоопасная смесь! Даже последняя, спасительная иллюзия о чём-то прекрасном (о возвышенных, романтических отношениях родителей в медовый месяц) рушится под напором фактов… Если помнить, что режиссёр раз за разом отводил Стивену Ри ключевые партии, обращает на себя внимание, что этот же актёр предстал и в облачении выросшего Брейди, как две капли воды похожего на отца, пропившего талант музыканта и вообще прожившего жизнь зря. Выход на волю уже ничего не изменит в его судьбе. Печально, что картина не снискала успеха в кинопрокате, собрав порядка $5 млн., а кроме того, оказавшись последним проектом Geffen PicturesThe Geffen Film Company). Тем не менее Нил Джордан наверняка остался доволен тем, что взял на Берлинском международном кинофестивале «Серебряного медведя» за режиссуру, обойдя среди прочих соотечественника Джима Шеридана с пронзительной спортивной драмой «Боксёр» /1997/.

.

__________
1 – В переводе Ольги Дементиевской появился на страницах журнала «Иностранная литература» (№ 06 за в 2007-й, стр. 3-105).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+