Поворот / U Turn (1997)
Мазуров Антон. Аризонский сон Оливера Стоуна // Видео-Асс Известия. – 1998, № 37 (02). – С. 170.
ТЕКУЩИЙ
АРИЗОНСКИЙ СОН Оливера СТОУНА
U-TURN, «Разворот», США, 1997. Реж. Оливер Стоун. В ролях: Шон Пенн, Дженнифер Лопес, Валерий Николаев Композитор Эннио Морриконе
В отличие от «Никсона» (1995), новая лента Стоуна «Разворот» (1997) придется по вкусу любителям тонкостей жанра, не замкнутого в границах национальной истории. Фильм снят за небольшие для Голливуда деньги – 16 миллионов долларов, и за минимальное время в 38 съемочных дней.
Происходящее и для персонажей, и для зрителей – лишь иллюзия, не претендующая на правдивое отражение действительности. Поэтому и погибают все без исключения главные действующие лица в течение суток, по словам режиссера, как «скорпионы в одной банке», перекусав друг друга. Олицетворенным источником такого тотального смертоубийства, как водится, предстает роковая вамп. Актриса латиноамериканского происхождения Дженнифер Лопес, несомненно, сознательный выбор режиссера, направленный на создание образа современной и тем более своеобразной Кармен.
Но все было бы примитивно просто в отсутствии затягивающего, как в болото, «заколдованного места».
Магического пространства, где до крайней степени деформируются человеческие взаимоотношения. И такое местечко создается во всем многообразии сочных деталей. От пустынности грязных улиц до осязаемости изнуряющей дневной жары под непрерывное хлопанье пробок от бутылок, открываемых Бобби Купером (Шон Пенн).
Добро пожаловать в Аризону! Но сюда можно попасть лишь случайно. А завернув, уже не выбраться вовеки. Погибнуть под палящим солнцем южного штата среди хищных грифов, заранее слетающихся на ожидаемое кровавое пиршество, да гремучих змей, близким шорохом пестро-желтых тел напоминающих о неизбежности смертельной расплаты.
Герой Шона Пенна – безнадежно запутавшийся в долгах шулер-неудачник, скрывающийся от вездесущей русской мафии 90-х. Нашего соотечественника представляет кудряво-цыганистый персонаж Валерия Николаева (запомнившегося главной ролью у Георгия Данелия в «Насте» и работой у Филлипа Нойса в «Святом»).
Плотная концентрация неприятностей вызывает ассоциации с непрекращающимися перипетиями комедий положений, где главное действующее лицо – игрушка в руках случайно встреченных им людей, бесплатный тренажер, боксерская группа. Это удивительно камерная работа, сравнить которую в реестре Стоуна не с чем. Но неизменный характер мощного визуального воздействия сохранен в «Развороте» полностью. Фильм предельно наполнен автоцитатами из «Прирожденных убийц», перенасыщенных зарисовками тотального разрушения под воздействием mass media. Неожиданные монтажные врезки разрушают логичность повествования. На экране вновь – разлагающиеся трупы животных на обочинах бесконечных дорог, агрессивные скорпионы и змеи ядовитых расцветок. Такая цитатная преемственность более чем уместна. Она передает атмосферу латентного насилия, сочащегося из каждого квадратного сантиметра аризонской пустыни.
Подобные киноисследования начинались классическими вестернами, основным местом действия в которых и был этот многострадальный штат Дикого Запада. Что и призваны подтвердить композиции Эннио Морриконе. автора музыки к трилогии спагетти-вестернов Серджо Леоне. Предельно соответствуя вестерновой атмосфере, передавая всю ее напряженность, тревогу и обаяние, эти тринадцать (черная дюжина!) запоминающихся музыкальных зарисовок, являются, собственно, самым атмосферическим элементом картины. Стоун и определил ее как «черный вестерн», подтверждая изысканность последнего детища словами: «Он планировался как «маленький» фильм. Но теперь я понимаю, что так не получится. Он будет большим. Слишком многого мы ждем от него».
Антон МАЗУРОВ
170
Добавить комментарий