Ширли-мырли / Shirli-myrli (1995)
«НЕ послать ли нам гонца» в Канн, или «НЕ ВАЛЯЙ ДУРАКА», КАМАРАД ШАПРОН
Владимир Ю. БОРЕВ
Жоэль Шапрон – это имя известно всем российским кинодеятелям. Именно он – обаятельный молодой француз, тонкий знаток русского языка и специалист по российскому кино – вот уже какой год подряд формирует «русскую» часть конкурсной программы Международного Каннского фестиваля. Или, вернее, не формирует: в течение нескольких последних лет не попадают наши ленты на самый престижный кино-форум мира.
Что тому виной? Тонкий вкус Жоэля Шапрона? Тощий бюджет Комитета по кинематографии? Чрезмерная национальная самобытность наших мастеров?
В параллельных показах (в залах на 15–20 человек) мелькнут то «Ширли-Мырли» Вл. Меньшова, то «Брат» И. Балабанова, раз в пятилетку на конкурс прорвется Никита Михалков, и это все. Может, на заре перестройки Канны пресытились российской «чернухой», в том числе и в экспортном варианте: «Умри, замри, воскресни» В. Каневского, «Луна-парк» П.Лунгина, а, может, есть иные, неведомые нам мотивы, но, на мой взгляд, россиянам пора писать ноту протеста.
Если бы мы были неграми, дирекцию Каннского фестиваля давно упрекнули бы в расизме. С цветом кожи нам не повезло. Однако, вспоминая великую эру Строительства Коммунизма, трудно найти год, когда национальный по форме, социалистический по содержанию, партиотический по духу и партийный по сути советский фильм не присутствовал бы в конкурсном списке Каннского кинористалища.
Кто виноват, что теперь все не так? Горбачев, затеявший перестройку, Ельцин, распустивший Союз, российский кинематограф, не ваяющий больше коммунистической кинопропаганды, так любимой в прошлом Каннской дирекцией? Жоэль Шапрон, не успевающий отсмотреть всех фильмов года?
Журнал «Видео-Асс» вот уже пятый год подряд проводит на территории Франции (в г. Онфлер) Фестиваль русского кино, где представляет французскому жюри и зрителю лучшие ленты национального кинематографа последних лет производства. В 1997 году специально пригласили Жоэля Шапрона в состав жюри Онфлерского фестиваля. С надеждой, что, увидев весь цвет российского кино, собранный воедино, он сочтет возможным показать понравившийся ему фильм каннской публике в конкурсной программе.
Надеемся, что хороший русский режиссер Валерий Чиков не станет преследовать нас за использование в заголовке статьи названий двух его фильмов.
55
Добавить комментарий