Шлюха / Whore (1991)

Судникова И. Дамы горизонтальной профессии // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 12. – С. 26-28.

Дамы горизонтальной профессии

Считается, что отношение к проституции может служить своеобразным тестом на цивилизованность. Если вы не против, значит – хороший человек. А проститутки везде: и в литературе, и в кинематографе – выступают как существа страдающие, глубоко несчастные. Чушь все это. Порок он и есть порок. И не надо думать, что все они Сонечки Мармеладовы.

Кино особенно преуспело в мистификации и приукрашивании образа кокотки. Древняя мужская фантазия о девушке красивой, доброй, но сбившейся с пути истинного и сохранившей при этом чистое сердце, раз от раза становилась все слезливее, подробнее и слащавее. Пока не достигла апогея, воплощенного в фильме Маршалла «Красотка».

А начиналось все задолго до сексуальной революции в «киносказках» Голливуда, где роскошные женщины с ярко накрашенным ртом соблазняли ковбоев и детективов. Правда, в 30-е годы Голливуд был более пуританским, чем сегодня, и потому соблазнительных девиц открыто не называли проститутками. Но легко можно было догадаться о профессии этих вульгарных девочек. Вспомним роль Марлен Дитрих в «Шанхайском экспрессе» (1932) или Греты Гарбо в «Анне Кристи» (1930).

Вообще в Америке в те годы все было сурово. До 1966 года действовал так называемый «кодекс Хейса», строго, регламентирующий дозу эротичности в кино. Этим законом было запрещено произносить с экрана 25 слов, считавшихся непристойными, и выражений, понимаемых двусмысленно. Нельзя было также показывать двуспальную кровать. Продолжительность поцелуя была строго расписана по секундам. А любовная сцена между героями разных рас считалась просто порнографической.

Европа на этот счет была более лояльной. Поэтому первые «серьезные» исследования проституции воплотились на экране именно в Старом Свете. Следуя традициям итальянского неореализма, Ф. Феллини снял фильмы «Дорога» (1954) и «Ночи Кабирии» (1956). Витторио де Сика внес свой вклад в разработку темы лентой «Золото Неаполя» (1954) с полногрудой Сильваной Мангано в главной роли. С этого светлого времени и началась целая эпоха наивных, но «падающих» девушек.

И еще интересно, что в роли проститутки обычно снимались известные красавицы, звезды мирового кино. Например, в ленте «Безрадостная улочка» (римейке знаменитого немого фильма Георга Вильгельма Пабста, 1925) сыграла Джина Лоллобриджида. А в греческой ленте «По воскресеньям… – никогда!» снялась Мелина Меркури. В роли проституток выступали также: Бриджит Бардо, Анни Жирардо, Миу-Миу, Мария Шнайдер, Симона Синьоре, Кпаудия Кардинале, Софи Лорен. Джульетта Мазина, Джоди Фостер, Брук Шилдс, Джейн Фонда, Кэтлин Тернер… всех не назвать.

Красавицы-проститутки на экране, загадочность их судеб – все это привлекало зрителей и толкало на «подвиги» режиссеров.

Англия выпускала на мировые экраны чопорные, жеманные ленты о проституции, которые были

26

задуманы как предостережение неопытным девушкам («Женщины, которые встречаются нам ночью»). Голливуд ответил на это пуритански-просветительскими фильмами «Почему девочки уходят из дома?» (1945) и «Женщины в ночи» (1952).

В середине шестидесятых годов фильмы о проститутках стали более реалистичными. И плюс к тому проявилась новая грань жанра – проституция и семья. В «Нежной Ирме» (1962) Ширли Маклейн весьма удачно соблазняла Джека Леммона, но она была профессиональной кокоткой. А вот у Бунюэля в «Дневной красавице» (1967) героиня Катрин Денев – замужняя женщина, подрабатывающая в борделе для собственного удовольствия. Лента Годара «Две или три вещи, которые я о ней знаю» (1966) также рассказывает о домохозяйке, которая занимается проституцией. Вот это подход! И правильно: проститутками становятся чаще всего не от несчастья, а по велению сердца.

На этом бы остановиться и расставить точки над «и». Но

27

в семидесятые режиссеры увлеклись чисто физиологическими и патологическими сторонами проблемы, благо стало можно все показывать.

Американские фильмы Mapтина Скорсезе «Таксист» (1975) и Луи Малля «Прелестный ребенок» (1977) с шокирующей открытостью поведали о детской проституции. На смену «способной перевоспитаться» падшей девушке пришла «яркая звезда» панели. Проституток по-прежнему жалели, но при этом требовали признать почти правомерность их существования. Клеймили позором жестоких сутенеров, требовали выпустить из рабства свободных женщин и т. д. В фильмах «Выходящая» (1979), «Утопия» (1982), «Продажная женщина» (1983), «Уличные девки» (1984), «Девушки за работой» (1986) и им подобных шлюха – в первую очередь личность. И позиция авторов очень близка к утверждению: все, что она творит, ее личное дело. Так появляется на экране уже не обманутая жертва и не ищущая смены сексуальных впечатлений дама, а сознательно продающаяся женщина.

Обаятельная Джулия Робертс в фильме «Красотка» (1990) воскресила ложь о нежной и обманутой… Именно на панели нашла эта длинноногая прелестница с почтовой открытки своего сказочного принца. Это очень круто. И опять пришла она – стерильно миловидная, аморальная на веселый лад и, конечно, не желающая заниматься своим ремеслом проститутка. Голливудский миф 50-х годов вернулся на экраны в 90-х? Увы, увы.

Фильм Кена Рассела «Шлюха» (1991) рассказывает о несчастной и обманутой уже устами самой кокотки. У каждой из девиц легкого поведения существует своя «легенда» для клиента, необходимая, чтобы скрыть правду и выжать побольше денег. Пока весь мировой кинематограф вот уже шестьдесят лет тиражирует эту «легенду», рассказывая нам о проститутках так, как будто все мы их потенциальные клиенты.

Правды пока не сказал никто, и, значит, она не нужна.

И. СУДНИКОВА

28

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+