Сквозь снег / Seolgungnyeolcha / Snowpiercer (2013)

Сквозь снег / Seolgungnyeolcha / Snowpiercer (2013): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Сквозь снег – следующий сквозь снега» / «Snowpiercer – le transperceneige» (Франция), «Пронзающий снег» / «Сквозь снег» / «Snow Piercer» (международное англоязычное название).

Южная Корея, США, Франция, Чехия.

Продолжительность 126 минут.

Режиссёр Пон Чжун Хо.

Автор сценария Пон Чжун Хо, Келли Мастерсон по сюжету Пона Чжун Хо, основанному на графическом романе Жака Лоба, Бенжамена Леграна, Жана-Марка Рошетта.

Композитор Марко Белтрами.

Оператор Хонг Кён-Пхо.

Жанр: фильм действия, драма, научная фантастика

Краткое содержание
2031-й год, в результате массированного применения препарата CW7, который был призван решить проблему глобального потепления, Земля погрузилась в стужу. Горстка уцелевших людей путешествует на уникальном поезде, сконструированном магнатом Уилфордом (Эд Харрис), который чётко разделён на привилегированную головную часть состава — и хвостовую, где царят бесправие, нищета и голод. Кертис Эверетт (Крис Эванс), посвятивший много времени разработке плана революции, объявляет: долгожданный момент настал.

Также в ролях: Тильда Суинтон (Мейсон), Джейми Белл (Эдгар), Люк Паскуалино (Грей), Джон Хёрт (Гиллиам), Элисон Пилл (учительница), Октавиа Спенсер (Таня), Юэн Бремнер (Эндрю), Сон Кан Хо (Намгун Минсу), Ко А Сон (Ёна), Стив Парк (Фуйу), Томас Лемаркис (Яйцеголовый), Аднан Хаскович (Франко-младший), Влад Иванов (Франко-старший), в эпизоде Жан-Марк Рошетт (без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.05.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Сквозь снег / Seolgungnyeolcha / Snowpiercer (2013): кадр из фильма
Революционеры XXI века

Южнокорейский кинематограф покорил ещё одну важную вершину. И дело не только во внушительном производственном бюджете ($39,2 млн.), обеспеченном продюсерами четырёх стран, который окупился преимущественно благодаря внутреннему прокату1. Пон Чжун Хо, открывший для себя не очень известный графический роман в процессе работы над «Вторжением динозавра» /2006/ и сумевший привлечь к сотрудничеству иллюстратора Жана-Марка Рошетта, доказал, что местным мастерам под силу, не утратив своеобразия художественного мышления, выйти на международный уровень. «Сквозь снег» воспринимается интернациональным проектом даже в большей степени, чем, допустим, телесериал «Остаться в живых» /2004-10/, где при всей важности мотива взаимодействия представителей разных культур всё же доминировали американцы. В данном отношении корейцы проявили похвальную скромность, отведя соотечественникам, Ёне и её отцу Намгуну Минсу, имеющему репутацию эксцентричного типа и законченного наркомана (Сон Кан Хо великолепен, как всегда!), не столь яркую и видную роль, как благородному предводителю восстания Кертису, мудрому наставнику Гиллиаму, магнату Уилфорду или же – зловещей Мейсон. Однако тем самым – подтвердили мысль о том, что «лишних» людей на свете не бывает и что, более того, человек не ведает (и, не обладая всезнанием Бога, не может ведать), кому предначертана судьба истинного спасителя.

Сквозь снег / Seolgungnyeolcha / Snowpiercer (2013): кадр из фильма
Мятеж в острой фазе

Оригинальный заголовок сложно перевести с французского языка, поскольку слово «Le Transperceneige» является неологизмом, составленным из приставки транс- (по подобию названий Трансъевропейского или Транссибирского экспрессов) и эпитета, обозначающего мир, погрузившийся, точно во тьму, в холод. Предпосылка может, конечно, показаться не слишком логичной. Действительно ли поезд, пусть работающий на уникальном (по характеристикам приближенном к вечному и ставшем объектом почти религиозного культа) двигателе, защищённый от воздействий внешней среды и позволяющий обеспечить пассажиров всем необходимым, являлся лучшим способом выживания? Стационарные автономные комплексы на ядерных реакторах или в крайнем случае – огромные атомоходы были бы хуже?.. Но фильм воспринимается не столько научно-фантастическим произведением, сколько притчей, подчинённой прихотливым законам, в которой определённые преувеличения допускаются и подчас – просто необходимы. Имена Эдгар и Гиллиам, служащие отсылками к творчеству режиссёров Эдгара Райта и Терри Гиллиама, равно как и приглашение актёра Джона Хёрта2, косвенно подтверждают, что мы имеем дело с антиутопией времён развитого постмодернизма, когда обращение к жгуче злободневным проблемам не исключает эпатажа и изощрённости формы.

Сквозь снег / Seolgungnyeolcha / Snowpiercer (2013): кадр из фильма
Идеолог и провокатор

Злополучный поезд, безостановочно несущийся сквозь снега по железной дороге, постепенно изнашивающейся, – потрясающе ёмкий символ глобальной цивилизации в состоянии, достигнутом к началу XXI века. Исчезли последние наивные гуманисты – и никто не задумывается о губительности самого принципа чёткого разделения людей на элиту и чернь. Госпоже министру проще внедрить идеи Мальтуса, жёстко регулируя – наряду с популяцией рыб и животных – количество «дармоедов» из низших классов, периодически используя в качестве предлогов для резни тайно инспирируемые сверху восстания. А сама мысль о распределении ресурсов по-братски, которое позволило бы преодолеть, как минимум, часть трудностей (и Уилфорду не пришлось бы изобретать иезуитский план по передаче полномочий преемнику!), объявляется кощунственной. Тем более нет никаких гарантий, что очередной негласно направляемый мятеж (как тут не уловить напрашивающиеся параллели с серией цветных революций?!) в определённый момент не выйдет из-под контроля – и не обернётся великим бедствием… Открывающееся взорам бунтовщиков, давно не знавших ничего, кроме грязи, тесноты и протеиновых плиток на завтра, обед и ужин, зрелище в головных вагонах производит неизгладимое впечатление! К счастью, Пон Чжун Хо не лишает человечество надежды – в тот момент, когда кажется, что не осталось вообще никакого выхода. Вопреки всему, хочется верить: разум одержит верх.

.

__________
1 – Где аудитория составила 9,3 млн. человек (выручка – порядка $63,4 млн.), в то время как, скажем, во Франции «всего» 676 тыс., обеспечивших кассовые сборы в $5,3 млн.
2 – Правда, он не изображает ни жертву системы, как в «1984» /1984/, ни тирана, как в «V значит вендетта» /2005/.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter