Случай с «Бедфордом» / The Bedford Incident (1965)

Случай с «Бедфордом» / The Bedford Incident (1965): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Инцидент на «Бедфорде» / «Случай с Бедфордом» (варианты перевода названия).

Великобритания, США.

Продолжительность 102 минуты.

Режиссёр Джеймс Б. Харрис.

Автор сценария Джеймс По по роману Марка Расковича.

Композитор Джерард Шерманн.

Оператор Джилберт Тейлор.

Жанр: драма, триллер

Краткое содержание
Фотожурналист Бен Мансефорд (Сидни Пуатье), прибывший на американский эсминец USS Bedford (DLG-113) вместе с новым судовым врачом, лейтенантом-коммандером Честером Поттером (Мартин Болсам), становится свидетелем внештатной ситуации. Узнав об обнаружении (после долгих поисков) советской подводной лодки класса «Красный богатырь» недалеко от побережья Гренландии, капитан Эрик Финлэндер (Ричард Уидмарк) отдаёт приказ о преследовании субмарины вероятного противника. Чем завершится долгая и напряжённая погоня?

Также в ролях: Эрик Портман (коммодор Вольфганг Шрепке), Джеймс МакАртур (энсин Рэлстон), Уолли Кокс (матрос Мерлин Куэффл), Майкл Кэйн (коммандер Эллисон), Колин Мэйтлэнд (матрос Джонс), в эпизоде Дональд Сазерленд (человек в медицинском отсеке).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.10.2013

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Случай с «Бедфордом» / The Bedford Incident (1965): кадр из фильма
В ожидании визитёров

По иронии судьбы, Джеймс Б. Харрис начинал в качестве продюсера на трёх постановках Стэнли Кубрика – но не на сатире «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал волноваться и полюбил бомбу» /1964/. Более того, его дебютная постановка поневоле осталась в тени и других сильных, проникнутых высоким гражданским пафосом картин (в частности, «На последнем берегу» /1959/ и «Система безопасности» /1964/), посвящённых опасности ядерной войны. Но… упомянутые обстоятельства никак не служат оправданием несправедливости, допущенной по отношению к создателям столь талантливого, по сей день сохраняющего жгучую злободневность кинопроизведения. Или это пропагандистская машина НАТО приложила неимоверные усилия, чтобы «Случай с «Бедфордом» не вызвал никакого ажиотажа, отнёсшись к кинематографистам примерно так же, как капитан Финлэндер воспринимает фотожурналиста, которого вынужден терпеть, но которому быстро даёт понять, что думает о его интеллектуальных способностях и пользе?..

Случай с «Бедфордом» / The Bedford Incident (1965): кадр из фильма
Фоторепортёр собирает материал

Остаётся только поразиться честности Харриса и кинодраматурга Джеймса По, адаптировавшего для экрана1 одноимённый роман Марка Расковича, опубликованный в 1963-м году, которых при всём желании сложно уличить в предвзятости или, хуже того, в тайном сочувствии вероятному противнику США. Авторы не принимают безоговорочно точку зрения Мансефорда (считается, что это была первая заметная работа Сидни Пуатье, не связанная прямо или косвенно с расовым вопросом), который, хотя и оказался недалёк в оценке обстановки от истины, всё-таки, если уж оставаться откровенным до конца, сразу демонстрировал признаки предубеждения против офицеров эсминца. Они, мало того, не отказывают капитану в солидном профессиональном опыте, уме и навыках управления огромным коллективом, зачастую в экстремальных условиях (среди достижений упоминается умение заинтересовать лучших технических специалистов, отказывающихся от заманчивых предложений ведущих фирм), которые вполне проявились в пресловутом инциденте. Даже присутствие на борту в качестве советника коммодора Шрепке, служившего в Кригсмарине, а теперь – помогающего в противостоянии вчерашнему союзнику, не становится поводом для хлёсткого выпада… Другое дело, что у такого человека, как Финлэндер, не скрывающий воззрений убеждённого «ястреба», не приемлющего полумер и компромиссов, объективно – с избытком возможностей для того, чтобы, формально не нарушая устав и полученные директивы, своими действиями создать угрозу сохранению мира. Эрик глубокомысленно рассуждает о великом инстинкте охотника, только и ждущем шанса вырваться наружу, навевая у репортёра тревожные ассоциации: «Вы не китов тут преследуете», – бросает ему Бен, намекая на Ахава, одержимо гнавшегося за Моби Диком. И… уже никто (от подчинённых до коллеги-советника) не в состоянии образумить обладающего внушительными властными полномочиями офицера, в экстатическом порыве предвкушающего скорую победу и, как следствие, моральное удовлетворение. Технический сбой представляется не трагической случайностью, а закономерным (полностью отвечающим небезызвестному «закону Мерфи») разрешением ситуации, которая после определённого момента – точки бифуркации – приобретает лавинообразный катастрофический характер.

Случай с «Бедфордом» / The Bedford Incident (1965): кадр из фильма
Капитан входит в раж

Предупреждения, озвученные Харрисом, звучат, на мой взгляд, более весомо, чем у Стэнли Крамера и Сидни Люмета, поскольку фильм (как и книга) не строится на гипотетическом развитии событий, а художественно осмысливает несколько инцидентов, имевших место в действительности: от нарушения подлодкой НАТО территориальных вод СССР и её преследования кораблями советского ВМФ до отдельных моментов в ходе Карибского кризиса. Развёртывание экранных перипетий держит в напряжении похлеще, чем в триллерах Альфреда Хичкока, и лишь мимоходом отмечаешь достоверность реконструированной обстановки на корабле, способном за десять минут нанести больше урона, чем весь флот США периода Второй мировой войны, и впечатляющую игру актёров, начиная с Ричарда Уидмарка, исполнившего, возможно, лучшую роль2. Настолько сильно погружаешься в атмосферу, увлёкшись анализируемым кинематографистами случаем!

.

__________
1 – Он очень подробно воспроизвёл фабулу первоисточника, отойдя от текста только в финале.
2 – Кроме того, взял на себя (без указания в титрах) функции продюсера.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+