Смерч / Twister (1996)

Смерч / Twister (1996): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Торнадо» / «Тромб» (варианты перевода названия), «Поймать ветер» / «Catch the Wind» (название оригинального сценария), «Дьяволы ветра» / «Wind Devils» (рабочее название).

США.

Продолжительность 113 минут.

Режиссёр Ян Де Бонт.

Авторы сценария Майкл Крайтон, Энн-Мари Мартин.

Композитор Марк Манчина.

Оператор Джек Н. Грин.

На премии «Оскар» номинировались: Стив Маслоу, Грегг Лэндекер, Кевин О’Коннелл, Джеффри Паттерсон (звук), Стефен Фэнгмайер, Джон Фрэзье, Хабиб Заргарпур, Генри ЛаБунта (визуальные эффекты).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Билл Хардинг (Билл Пэкстон), получивший от коллег прозвище «Экстрим», приезжает вместе с невестой Мелиссой Ривз (Джейми Герц) к своей жене Джо (Хелен Хант), возглавляющей команду по изучению природы смерчей, состоящую из энтузиастов своего дела. Он всего лишь хочет, чтобы благоверная подписала документы о разводе, но… не может перебороть себя и не остаться, узнав, что бывшие соратники наконец-то построили опытные образцы приборов под наименованием DOROTHY — детище Хардинга. Начинается сумасшедшая погоня за торнадо.

Также в ролях: Кэри Элвес (доктор Йонас Миллер), Филип Сеймур Хоффман (Дастин Дэвис), Лоис Смит (Мег Грин), Алан Рак (Роберт «Кролик» Нурик), Шон Уолен (Аллан Сандерс), Скотт Томпсон (Джейсон «Проповедник» Льюис), Джои Слотник (Джоуи), Вендл Джозефер (Хейнс), Джереми Дэвис (Лоренс), Зак Гренье (Эдди), Грегори Спорледер (Вилли), Джейк Бьюзи (техник).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.03.2019

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Смерч / Twister (1996): кадр из фильма
Снова вместе

Уж и не знаю, нужно ли усматривать символизм в том обстоятельстве, что именно в 1996-м в России был принят на вооружение реактивный снаряд 9М55К1 – боеприпас для РСЗО 9К58 «Смерч» с улучшенными ТТХ. А тем временем из США раздался мощный кинематографический «залп», обеспеченный (в финансовом отношении) объединившими усилия крупными киностудиями, Warner Bros. и Universal Pictures. Гиганты кинопромышленности, только в производство вложившие в общей сложности $92 млн. (в том числе согласовав существенное превышение изначально утверждённой суммы $70 млн.), не прогадали, поделив права на дистрибуцию. Топ-менеджмент первого из названных мейджоров радовался кассовым сборам в размере $241,7 млн. в национальном кинопрокате, последнего – $252,75 млн. за рубежом, и по итогам сезона картина уверенно заняла второе место (после «Дня независимости» /1996/). Между прочим, всё-таки не характерный для Голливуда факт подобного сотрудничества нашёл забавное отражение на экране: в кинотеатре для автомобилистов намечены сеансы двух классических хорроров, «Сияние» /1980/ и «Психо» /1960/. Однако и мрачная фантазия таких гениев, как Стэнли Кубрик с Альфредом Хичкоком, невольно померкнет на фоне того ужаса, что внезапно обрушился на жителей и гостей провинциального населённого пункта. Грубо говоря, урон, который способен нанести тромб, не идёт ни в какое сравнение с погромом в гостинице, учинённым писателем Джеком Торренсом, обезумившим, схватившись за топор.

Смерч / Twister (1996): кадр из фильма
Всё сделают, как надо

Вряд ли я проявлю оригинальность, высказав предположение, что триумфом авторы в значительной степени обязаны Стивену Спилбергу. Заинтересовавшись десятистраничным синопсисом, он нанял (за гонорар, оцениваемый в $2-2,5 млн.) признанного писателя Майкла Крайтона, который вместе с дражайшей Энн-Мари Мартин1 написал полноценный сценарий. И приглашение Яна Де Бонта, успевшего раскрыться любителем бешеных скоростей, оказалось на редкость прозорливым. В качестве фильма-катастрофы вторая режиссёрская работа бывшего оператора воспринимается новаторской хотя бы на том основании, что, вопреки сложившейся традиции, рассказывает о людях, не спасающихся от стихийного бедствия, даже не помогающих уцелеть другим, а… одержимо гоняющихся за опаснейшим, несущим смерть и разрушения природным явлением. О тех истинных наездниках бури, о каких шла речь в одноимённой (Riders on the storm) песне группы The Doors… Вопреки распространённому обывательскому стремлению схватить Бога за бороду (то есть поймать удачу), они словно намереваются подержать Господа за палец, поскольку именно такую характеристику один из членов слаженной команды дал самым мощным из зафиксированных смерчей, категории F5 по шкале Фудзиты. Линия отношений Хардинга с невестой-психотерапевтом, быстро осознающей, что не столько не сможет соперничать с супругой (пока ещё) жениха, сколько – не сумеет предложить сопоставимо увлекательного бытования, помогает заострить мотив. Знаменательно, что около двухсот метеорологов, «преследователей шторма» или «охотников на штормы» (так дословно переводится англоязычное словосочетание «storm chasers»), вызовутся почтить память скоропостижно скончавшегося актёра Билла Пэкстона, воплотившего яркий образ их коллеги, чьё прозвище – «Экстрим» – говорит само за себя.

Смерч / Twister (1996): кадр из фильма
Смерч настигает

Разумеется, кинематографисты старались идти в ногу со временем – и с едва скрываемым удовольствием насытили повествование постмодернистскими отсылками: от иронических намёков на сказку про волшебника из страны Оз (DOROTHY должна взлететь!) до забавного обыгрывания знаменитых кадров из кубриковской картины, как бы «сливающихся» с бушующей средой. Впечатляет и умение создателей фильм поддерживать у публики не ослабевающее ни на мгновение внимание, так как и редкие минуты отдыха на поверку оказываются пресловутым затишьем перед бурей. И всё-таки стержневым остаётся то неподдельное восхищение натурами энтузиастов (помимо Билла это прежде всего Эд, пусть её «помешательство» на торнадо имеет глубинные психологические причины, уходящие корнями в раннее детство), которое замечательно выразил Де Бонт. Такие личности заслуживают огромного уважения!

.

__________
1 – Для супруги беллетриста, уроженки Канады, в прошлом – не слишком удачливой актрисы, опыт так и остался единственным.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Жанры кино: фильм-катастрофа // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 27.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+