Парк юрского периода / Jurassic Park (1993)

Парк юрского периода / Jurassic Park (1993): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Юрский парк» / «Парк Юрского периода» (варианты перевода названия), «Парк юрского периода 3D» / «JurassicPark 3D» (версия в 3D), «ЮП» / «ПЮП» / «JP» (рекламная аббревиатура).

США.

Продолжительность 127 минут.

Режиссёр Стивен Спилберг.

Авторы сценария Майкл Крайтон, Дэвид Кепп по роману Майкла Крайтона.

Композитор Джон Уильямс.

Оператор Дин Канди.

Премии «Оскар» получили: Гэри Саммерс, Гэри Рюдстром, Шоун Мерфи, Рон Джадкинс (звук), Гэри Ридстром, Ричард Химнс (монтаж звуковых эффектов), Деннис Мюрен, Стэн Уинстон, Фил Типпетт, Майкл Лантьери (визуальные эффекты).

Жанр: приключенческий фильм, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
Палеонтологи Алан Грант (Сэм Нилл) и Элли Сэттлер (Лора Дерн), которых помимо научных интересов связывают личные отношения, вынуждены прервать раскопки в пустошах штата Монтана, получив заманчивое предложение от Джона Хэммонда (Ричард Аттенборо). Однако увиденное превосходит самые смелые мечты. Под руководством эксцентричного миллиардера генетики клонировали динозавров, и Хэммонд заселил ими грандиозный Парк юрского периода, практически готовый к приёму посетителей. Гранту, Сэттлер, а также доктору Йэну Малкольму (Джефф Голдблюм) и Дональду Дженнаро (Мартин Ферреро), представляющему интересы инвесторов, надлежит дать заключение о безопасности открываемых аттракционов. Кто мог предположить, что…

Также в ролях: Боб Пек (Роберт Малдун), Джозеф Маззелло (Тим Мерфи), Ариана Ричардс (Лекс Мерфи), Сэмюэл Л. Джексон (Рэй Арнольд), Брэдли Дэррил Вонг (Генри Ву, в титрах как B. D. Wong), Уэйн Найт (Деннис Недри), Джералд Р. Молен (Джерри Хардинг), Мигель Сандовал (Хуанито Ростаньо), Дин Канди (Мейт).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.11.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Парк юрского периода / Jurassic Park (1993): кадр из фильма
Выискивает жертву

Писатель, а также кинодраматург и режиссёр Майкл Крайтон настолько впечатлил влиятельных голливудских дельцов, что убеждённость в исключительном коммерческом потенциале (вплоть до спешной выплаты кинокомпанией Universal Pictures гонорара в размере $2 млн.) возникала у каждого, кому он разрешал ознакомиться с рукописью, – ещё в 1989-м, за год до того, как роман вышел из печати! Нечто подобное произошло и с экранизацией бестселлера, осуществлённой ведущим профессионалом «фабрики грёз» – Стивеном Спилбергом, который, несмотря на внушительные затраты1, был настолько спокоен за судьбу детища, что приступил к работе над другим проектом (естественно, «Список Шиндлера» /1993/), доверив управление процессом post-production коллеге, Джорджу Лукасу. Но успех превзошёл самые смелые прогнозы, обеспечив «Парку юрского периода», собравшему в национальном прокате $357 млн. и ещё $557,7 млн. – за рубежом, место абсолютного рекордсмена вплоть до выхода «Титаника» /1997/ Джеймса Кэмерона. Разумеется, не одна лишь юная актриса Ариана Ричардс поддалась своеобразной «динозавромании», проведя лето на раскопках в Монтане. Высшие учебные заведения испытали невиданный (рекордный, по признанию ректоров) наплыв абитуриентов на факультеты, специализирующиеся на палеонтологии. Да и по количеству сопутствующей продукции, распродававшейся с невиданной скоростью, несложно составить представление о размахе возникшей моды.

Парк юрского периода / Jurassic Park (1993): кадр из фильма
В естественной среде

Широкие зрительские массы легко понять. Даже по истечении многих лет, когда революционный характер специальных эффектов (использование компьютерной графики вместо покадровой съёмки моделей, сконструированных признанным мастером – Филом Типпеттом) менее очевиден, картина производит очень сильное впечатление. Многие ли по завершении сеанса поверят в то, что доисторические (возрождённые) обитатели юрского периода присутствуют на экране в общей сложности полчаса – примерно четвёртую часть хронометража? Однако использование новейших технологий лишь подчёркивает мастерство режиссуры, базирующейся на принципах, сформировавшихся ещё в ранних работах Спилберга2 и с тех пор – неустанно шлифовавшихся. Внеся в сценарий ряд отличий от книги, Стивен филигранно, подобно искушённому дирижёру, играет на нервах зрителей, выдерживая стремительный (постепенно ускоряющийся) ритм и заражая смесью сильных эмоций: восхищения и… страха. Именно так! Стараниями авторов энтузиазм Гранта и Сэттлер, находящих подтверждения собственным гипотезам и привыкающих к непривычному качеству – не палеонтологов, а зоологов и даже ветеринаров, не вызывает непонимания. Но это ни в коем случае не снижает остроты обличительного пафоса – тревоги за будущее человечества, всё настойчивее постигающего законы органического и неживого мира, подчас не ведая о возникающей (и по объективным причинам, и по злому умыслу отдельных субъектов) опасности. Будучи воспитанником западной цивилизации, отдавая должное достижениям науки и вообще – людскому интеллекту, автор в то же время настойчиво проводит мысль, что тягаться с Природой, мягко говоря, бесполезно, а то и чревато катастрофами. Разъярённый тираннозавр, принимающий вызов опытнейшего двуногого охотника и зорко выискивающий жертв (какая всё-таки выразительная деталь – недобрые, но умные глаза гигантского хищника!), служит отличным доводом в пользу озвученной позиции. А для тех, кому и этого мало, кинематографисты провели глубокомысленную параллель с другой, общепризнанной глобальной угрозой, поместив на рабочее место ренегата Денниса Недри фотографию Дж. Роберта Оппенгеймера, одного из создателей атомной бомбы…

.

__________
1 – Производственный бюджет составил $63 млн.
2 – Начиная с «Дуэли» /1971/, но в данном случае буквально напрашивается параллель с «Челюстями» /1975/.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


Фильмы цикла:
Парк юрского периода / Jurassic Park (1993)
Парк юрского периода: Затерянный мир / The Lost World: Jurassic Park (1997)
Парк юрского периода III / Jurassic Park III (2001)
Мир юрского периода / Jurassic World (2015)


Материалы о фильме:
Лавров С. Спилберг и ураган // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 17. – С. 12.
Лавров Сергей. О небедном пирате замолвим мы слово… // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 23. – С. 2-4.
Видеоклуб // Ровесник. – 1993, № 11. – С. 31.
Клайн Эдди. Убийца с топором на фоне динозавров // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 21. – С. 52-57.
Звёздное попурри // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 19. – С. 40-41.
Горчаков Василий. Голливуд затягивает пояс // Экран. – 1993, № 3. – С. 48.
Клайн Энди. Когда динозавры стучатся в окно // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 18. – С. 21-24.
Охота на динозавров // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 20. – С. 19.
Спилберг – ученик колдуна // Студенческий меридиан. – 1994, № 1. – С. 52.
Канн-93: воспоминание о будущем // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 16. – С. 8-9.
Боброва О. Звёздные каприччо // Видео-Асс Sunrise. – 1995, № 04. – С. 36-37.
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 8. – С. 8-11.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.
Полякова Е., Алова Л. Не ходите, дети, в Африку гулять! // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 08. – С. 30-33.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+