Специалист / The Specialist / El especialista (1994)

Лавров Сергей. Кинопрокат и видео: союз нерушимый? // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 30. – С. 2-3.

КИНОПРОКАТ и ВИДЕО: СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ?

Даже среди руководителей студий, тиражирующих на видеоносителях поступающую пиратскую кинопродукцию, существует мнение, что потенциальный покупатель видеокассет уже сыт по горло весьма ходовым товаром, еще недавно так хорошо распродаваемым. Действительно, если в начале 1994 года на столичный видеорынок еженедельно поступало 30-35 названий фильмов, то к декабрю эта цифра увеличилась вдвое. Растет и количество студий, причем каждая новая возникает в среднем раз в месяц. На декабрь 1994 года их насчитывалось порядка 25. Самые крупные и известные я уже представлял в №26. Раз студии плодятся, как грибы после дождя, значит и растет количество картин, тиражируемых этими «видеофирмами». Но вот как быть с качественным критерием такого насыщения?

Художественный уровень большинства лент видеорынка оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Потребитель, что несомненно радует, с опаской стал брать кассеты с боевиками типа «ломовейший, крутейший, новейший, обалденный, супероригинальный» и т.д., обращая прежде всего внимание на «известность» названия, актеров и режиссера. Рынок затоварен продукцией даже не второго, а третьего и четвертого сорта, и покупатель уже не клюет на такую «видеоклюкву». Ему подавай блокбастеры и коммерческие хиты Голливуда, которые весь цивилизованный мир смотрит в кинотеатрах, а наши любители кино вынуждены искать на «Горбушке» или ждать выхода в официальном кинопрокате. Но такое кино выходит не каждый день, а обладателей видеомагнитофонов становится все больше, и их запросы растут. Стереотипные фильмы с мордобоем покупателя уже не устраивают, он начал выбирать названия тех картин, о которых знает каждый поклонник современного (и не только) кинематографа. Поэтому видеораспространители (так себя называют пираты этого бизнеса) крупнейших студий вынуждены перестраивать свою «работу» в сторону большей ориентации на ленты категории А. Понятно, что ждать отличного «лазерного» качества только что вышедшего в Америке фильма приходится до полутора, поэтому самая нетерпеливая студия «Видеоман» выпускает через неделю (!) после премьеры в Лос-Анжелесе или Нью-Йорке «тряпочную» видеокопию. Как пошутил директор одной из видеотек, «такое качество берут только видеоманьяки», истинные же любители дожидаются «промоушен тэйп», который появляется, как правило, когда прокат очередного хита за океаном заканчивается, и он попадает в кинотеатры Европы. А пример со «Специалистом», который появился в Москве за две недели до первого показа в США, говорит о том. что не здесь действуют оперативно, а там крадут эффективно, причем с пред-

2

варительного просмотра, после которого фильм иногда сокращается и даже переделывается. Так что «видеоманьяки» купившие кассету ужасного качество, наверняка смотрели «монтажный вариант» и поэтому объявили картину «слишком занудной».

Не помогают пресечь видеопиратство и предостережения руководителей компаний и АО, которые владеют всеми законными правами (театральный прокат, видео и телевизионные показы) на тот или иной фильм. «Маску» в хорошем качестве, минуя рынок на «Горбушке», продают в «комках», а «Убить Зои» даже попал в обзоры видеокритиков, правда без указания студии. Компания обещала найти виновных в «утечке», но миллионы для нее уже потеряны, а так хотелось увидеть давно забытые очереди в кассы кинотеатров. «Мост-Медиа» пошла другим путем, создав дочерний филиал «Викомп Лтд.» по выпуску видеоверсий тех лент, правами на которые она владеет. Но пираты умудрились все же раньше выпустить «Королеву Марго», правда в плохом качестве. Известная кинопрокатная компания «Екатеринбург Арт» пошла на сотрудничество со студией №1 (и в прямом, и в «именном» смысле), обещая выпустить на видео другие «9 1/2 недель» с Микки Рурком, «Крепкий орешек 3» с Брюсом Уиллисом, «Алая буква» с Деми Мур и другие. По-прежнему продает свою продукцию «Варус-Видео», делая это на законных основаниях, но их репертуар состоит в основном из уже далеко не свежих блокбастеров. Некоторые студии стали покупать лицензии у кинопрокатчиков (у «Мастера», «Третьяковки») на выпуск видеоверсий фильмов категории В (пока?), самые известные из которых «Нападение 50-футовой женщины» и «Возвращение динозавра». Вроде бы они занимаются законной деятельностью, но при этом продолжают тиражировать и «пиратскую» продукцию.

Вообще же в последнее время намечается тенденция к тесному сотрудничеству между кинопрокатными организациями и крупнейшими видеостудиями. Хочется верить, что цепочка «театральный прокат-видео-ТВ-кабельные сети» будет действовать и в нашей стране.

Возможно, что после февраля 1995 года, когда будет (будет ли?) принят закон о видеопиратстве, многие студии снова, как и 10 лет тому назад, уйдут «в подполье», и кассеты будут предаваться «из рук в руки» и «по знакомству». Лишь самые крупные из фирм смогут платить до 3 тысяч долларов (!) за каждую ленту Роскомкино (почему именно этой конторе?) плюс деньги за лицензию владельцам прав на нее, а это на декабрь 1994 года сумма от 100 до 500 долларов, плюс налог с каждой проданной кассеты. В конечном счете пострадавшей стороной окажется покупатель видеопродукции, которому за огромные деньги могут вручить кассету с отвратительным качеством записи фильма. Любителям кино останется только возможность сделать свой выбор: или смотреть картины, причем далеко не новые, по ТВ, без конца сердясь и раздражаясь на многочисленные прерывания рекламой: или покупать «новье» на видео за весьма круглую сумму, доступную лишь немногим: или вернуться в кинотеатры, благо репертуар отечественных дистрибьюторов западного кино и цены на билет вполне приемлемы. Если будет принят закон о видеопиратстве и авторских правах, то Россия может встать наконец-то на цивилизованный путь потребления благ мировой культуры, среди которых кинематограф занимает далеко не последнее место.

Сергей ЛАВРОВ

3

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+