Старая дева / La vieille fille (1972)
Другие названия: «Молодящаяся старуха» / «La tardona» (Италия), «Старая дева» / «The Old Maid» (международное англоязычное название).
Франция, Италия.
Продолжительность 85 минут.
Режиссёр Жан-Пьер Блан (премии «Серебряный медведь» и OCIC Берлинского МКФ).
Автор сценария Жан-Пьер Блан.
Композитор Мишель Легран.
Оператор Пьер Ломм.
Жанр: комедия
Краткое содержание
Габриэль Маркассу (Филипп Нуаре, премии C.I.D.A.L.C. и UNICRIT Берлинского МКФ), вознамерившийся провести отпуск в Испании, вынужден из-за поломки автомобиля задержаться в курортном городке, расположенном на берегу моря. В гостинице мужчина знакомится с преподобным Монодом (Майкл Лонсдейл) и его набожной супругой Эдит (Эдит Скоб), а также со скромной, не очень общительной Мюриэль Бушон (Анни Жирардо, премия UNICRIT Берлинского МКФ). Отдых проходит скучно и монотонно, но вдруг встреча с незамужней женщиной перерастёт в нечто большее?
Также в ролях: Марта Келлер (Вика), Катрин Сами (Клотильда), Мария Шнайдер (Мом), Лоренца Гуэррьери (Пунайса), Альбер Симоно (Даниэль), Клодин Ассера (горничная), Жан-Пьер Дарра (Саша).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.06.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«Старая дева» стала небольшой сенсацией на 22-м Берлинском международном кинофестивале. Жюри под председательством американской сценаристки и драматурга Элеанор Перри вручило Гран-при «Кентерберийским рассказам» /1972/ маэстро Пьера Паоло Пазолини, а «Серебряным медведем» за режиссуру отметило дебютанта Жана-Пьера Блана. Мало того, картине сопутствовал достаточно неожиданный успех и на родине создателей (1,9 млн. проданных билетов), и в других странах, включая Советский Союз, где ленту, показанную на Неделе французских фильмов в Москве, оперативно приобрели для широкого проката1. Помимо прочего зрители стали свидетелями рождения замечательного тандема, причём Анни Жирардо и Филипп Нуаре не могли отказать себе в удовольствии ещё не раз встретиться на съёмочной площадке. Чем же покорил аудиторию молодой мастер?
Казалось бы, Жан-Пьер делает упор на обилие мелких курьёзов, регулярно возникающих в переполненном курортном городке, на забавных чертах характеров отпускников и работников гостиницы, на неизбежно возникающих контрастах, непроизвольно порождающих юмор. Портье и горничных, естественно, мало радует ежедневное общение с постояльцами, поскольку трудиться, пока другие бездельничают, купаются в море и нежатся под ласковым солнцем, – сомнительное веселье. Но и среди гостей попадаются странные личности… Особое внимание вызывает Эдит, настолько поглощённая верой в Бога, что не представляет существования без изнурительных (продолжающихся до образования стигмат!) молитв и поста – с полного одобрения супруга-священнослужителя. И всё-таки режиссёр-сценарист явно не ограничивал себя сугубо развлекательными задачами, заслужив лестное сравнение с великим Жаком Тати. Несмотря на отличия, «Старая дева» действительно ближе (ближе по настрою, по стремлению философски осмыслить знакомую социальную реальность) «Каникулам господина Юло» /1953/, нежели «Жандарму из Сен-Тропеза» /1964/ или тогда ещё не появившимся «Загорелым» /1978/.
Блан зорко подмечает лёгкую абсурдность бытования людей, которые, приехав отдохнуть от серых, монотонных будней, постепенно привыкают к летней обстановке и… правильно, погружаются в такие же серые, монотонные будни. Серость и монотонность зависят от внутреннего состояния, а не от погоды или необходимости ходить по утрам на службу. Вместе с тем он раскрывается ещё и тонким психологом, стремящимся за внешней суетой узреть подспудные чаяния своих персонажей. Мюриэль, привыкшая к одиночеству, считающая, что не может нравиться мужчинам, окончательно, кажется, смирившаяся с участью старой девы, долго не решается всерьёз отнестись к знакам внимания Габриэля. Да и мужчину не причислишь к элегантным кавалерам или, того хуже, к дамским угодникам. Вдруг он и вправду банально борется со скукой, поскольку соблазнительную Вику уволили, а других мало-мальски симпатичных представительниц слабого пола не наблюдается?.. Ситуация совсем скоро разрешится сама собой: мадемуазель Бушон готовится уезжать. Хватит ли у стеснительной женщины смелости ответить на предложение встретиться позже, в Париже? Кинематографист, позволивший себе массу комментариев сатирического толка по адресу соотечественников, погруженных в уютный буржуазный мирок и совсем разучившихся радоваться жизни, тем не менее сохраняет веру в человека, пока не утратившего, к счастью, способности отделять зёрна от плевел. Способности распознать нечто настоящее и поистине ценное. Остаётся лишь сожалеть, что дальнейшая карьера Блана не задалась – и даже новое сотрудничество с Жирардо (на другой комедии, «Любви и свежей воды!» /1976/) не обернулось ещё одной творческой удачей.
.
__________
1 – По итогам сезона 1973-го аудитория составила 11,7 млн. посетителей кинотеатров.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Interview Peter Schneider Président de Walt Disney Pictures // Видео-АСС Sunrise. – 1994, № 1. – С. 18-19.
Рубанова И. «Старая дева» // На экранах мира. Выпуск 5. – М.: Искусство, 1975. – С. 194-199.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий