Танцующий с волками / Dances with Wolves (1990)

Танцы с волками // Видео-Асс Премьер. –1991, № 1. – С. 2-3.

Танцы с волками (Dances with Wolves)

США, 1990, 183 мин. Реж. Кевин Костнер. В ролях: Кевин Костнер, Мэри Макдоннел, Грэм Грин.

«В этом фильме есть буквально все для грандиозного провала», – писала американская пресса о картине Кевина Костнера «Танцы с волками». И действительно, Костнер сделал все, чтобы оттолкнуть зрителей, снял ленту продолжительностью 3 часа, в умирающем, и казалось, уже никому не интересном стиле, да еще и с субтитрами (!). Три часа с субтитрами? Спасибо, не танцую!

Может быть, именно поэтому успех превзошел все ожидания: множество «Оскаров», восторженная пресса, аплодисменты… Фильм уже без колебаний называют шедевром, роскошью, восклицают «наконец-то!».

В общем все очень здорово.

У нас спрашивают «дорогая редакция, про что это кино?». Отвечаем: про любовь. Нет, не мужчины к женщине, а талантливого актера, ныне режиссера Кевина Костнера к прошлому своего народа. Вот вкратце и все. Костнер снял картину с такой нежностью и тоской по золотому веку вольных индейцев, что ее можно сравнить только с нашим отношением к России до 1913 года.

При этом не надо думать, что Костнер сюсюкает и заигрывает с прошлым. В «Танцах…» смерть – это смерть, мучения – это мучения, а кровь и слезы солоны так, что ощущаешь их на своих губах. «Танцы с волками» – это почти вестерн, снятый в стиле строгого реализма, если угодно, капиталистического.

Вестерн долго и мучительно умирал на американском экране. Иногда это у него получалось даже красиво, как в работах Клинта Иствуда, или Майкла Чимино. например. Но бескорыстные и честные бойцы вестерна буквально на глазах у зрителей меняли амплуа, становились жестокими, стяжательными и беспринципными, забывая о главном – кодексе чести. Вестерн перерождался в циничный боевик. И потому американская пресса считает, что чистый жанр скончался двадцать лет назад.

И вот – новый вестерн, причем блестящий. Завоевание Америки, освоение новых территорий, беспощадность первопроходцев и отчаянное сопротивление индейцев. Лейтенант Дунбар устал от роли оккупанта и решил уединиться на границе. Он едет на последний форпост белых на Западе – дальше вся земля принадлежит индейцам. В укреплении Дунбар обнаруживает, что весь гарнизон куда-то таинственно исчез. Лейтенант один. При нем лишь его дневник, лошадь и странный, почти ручной волк. Дунбар человек любопытный, он хочет открыть для себя новую цивилизацию, стать первым этнографом индейцев. Конечно, лейтенант считает их дикарями, но любопытно и, в конце концов, – надо чем-то себя занять. И вот первая встреча с индейцами, совершенно ошарашивающие Дунбара спокойствие, внутренняя свобода, сила этого народа, имеющего совсем другую меру вещей. Надо ли говорить, что лейтенант полюбил своих соседей. И здесь, на границе между двумя территориями, он понял, что должен изо всех сил сдерживать… белых, должен попытаться сохранить доверчивое и справедливое племя от грубых завоевателей-колонистов.

В фильме Костнера, наверное, не все белые – подлецы, и не все индейцы – безвинные мученики. Трагедия гораздо круче: не просто столкновение плохих белых и хороших индейцев. А борьба и абсолютное неприятие двух разных цивилизаций, живущих в разных измерениях.

Все, что мы видим на экране, реально. Сце-

2

нарист Майкл Блейк, продюсер Джим Уилсон и режиссер Кевин Костнер, в жилах которого, как утверждают, течет кровь индейцев чиро-ке, построили картину на реальных фактах. Съемочная группа удивительно бережно отнеслась к обычаям, костюмам, культуре и языку индейцев, все диалоги ведутся на диалекте племени сиу. Так что любой зритель чувствует себя иностранцем, чужаком, оккупантом. Ничего себе пощечина Америке, частенько забывающей, что её исконный язык – вовсе не английский.

Костнер и Блейк использовали удивительные исторические данные, воспоминания и предания индейцев. Например, рассказ о тайном совете старейшин, на котором демонстрировалась и подробно обсуждалась каска конквистадора – символ первого нашествия. И обреченность: «новые придут, чтобы остаться, их будет больше, чем звезд на небе.

В «Танцах…» Костнер кается в грехах, совершенных его далекими-далекими предками. Счастливая Америка построена на крови и мучениях, – он понял это и снял фильм, полный поэзии любви и сострадания. Все съемки проводились на натуре, почти пьянеешь как от видовых картин – холмов, лесов, стад бегущих бизонов, так и от жанровых сцен – индейцы, белые, яркие костюмы, насыщенные цвета. Удивительно красиво и динамично. Фильм не счастливый и не простой. Это как бы ритуальный, но искренний плач: причитаешь – болит, а пройдут слезы – будет и покой, и понимание, и память. Костнер снял свой первый фильм. Поплачь, Америка, будет легче. И мы присоединимся, чуть позже.

На видеорынке по данным журнала «Биллборд» появятся две версии фильма К.Кост-нера «Танцы с волками». Видеокассеты будет выпускать «Орион хоум Видео».

Первая версия – полная трехчасовая прокатная появилась в конце августа и стоит уже более 90 долларов за копию. Вторая же, как ни странно, будет на 52 мин. длиннее, в нее войдут все не попавшие в фильм эпизоды. Костнер решил сделать пышный постановочный фильм-эпопею. Эта «длинная» версия будет растиражирована в январе 1992 года.

После выпуска видеокассет фильм, также в двух версиях будет переведен на лазерные диски фирмой «Имидж Энтертейнмент». ■

3

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+