Ученик чародея / The Sorcerer’s Apprentice (2010)

Ученик чародея / The Sorcerer’s Apprentice (2010): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Ученик колдуна» / «Ученик мага» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 109 минут.

Режиссёр Джон Тёртелтауб.

Авторы сценария Мэтт Лопес, Дуг Миро, Карло Бернард по сюжету Лоуренса Коннера, Марка Розенталя, Мэтта Лопеса.

Композитор Тревор Рэбин.

Оператор Боян Бацелли.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, семейный фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Бальтазар Блейк (Николас Кейдж), ученик Мерлина (Джеймс Э. Стивенс), потратил столетия на то, чтобы найти наследника великого колдуна. Поиски увенчались успехом в Нью-Йорке, где всё указывает на то, что подходящим кандидатом является мальчик по имени Дейв (Джейк Черри). К несчастью, по нелепой случайности получает свободу Максим Хорват (Альфред Молина), мечтающий освободить из заточения Моргану ле Фэй (Элис Криге)… Следует битва чародеев, которой суждено продлится после перерыва в десять лет.

Также в ролях: Джей Барушель (взрослый Дейв), Тереза Палмер (Бекки), Тоби Кеббелл (Дрейк Стоун), Омар Бенсон Миллер (Беннет), Моника Беллуччи (Вероника), Грегори Ву (Сун-Лок), Вай Чин Хо (китаянка).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.11.2023

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ученик чародея / The Sorcerer’s Apprentice (2010): кадр из фильма
Нашёл себе ученика

Заявление Криса Коламбуса о намерении обратиться к серии романов Рика Риордана о Перси Джексоне и олимпийцах спровоцировало откровенно насмешливые комментарии в том духе, что невозможности войти в одну реку дважды, – и первый фильм подтвердил справедливость опасений. А вот «Ученик чародея» вполне может претендовать на звание преемника знаменитого цикла про Гарри Поттера. Другое дело, что Джон Тёртелтауб, продюсер Джерри Брукхаймер и актёр Николас Кейдж, судя по всему, ещё не отошли от предыдущего совместного проекта, принёсшего всем троим ощутимый успех. Моментально отмечаешь, что отличительными особенностями Бальтазара являются не только искусное владение таинством магии, но и скорость обработки информации, не уступающая показателям сверхмощного компьютера, и редкостная эрудированность. Юный Дейв, который при всей закомплексованности вроде бы добился неплохих результатов в любимой науке – физике, кажется учеником и в данных отношениях тоже. Тем более что на эту роль приглашён двадцативосьмилетний (впрочем, то, что артист значительно старше персонажа, не слишком заметно) канадец Джей Барушель, чьей специализацией с недавних пор стали молодые неудачники, которые тем не менее получают от судьбы вожделенный шанс.

Ученик чародея / The Sorcerer’s Apprentice (2010): кадр из фильма
Великий волшебник

По-моему, обозначенное родство с дилогией «Сокровище нации» /2004-07/ пошло новой ленте на пользу. Правда, в данном случае сама тематика обязала расширить фантазийное начало, сделав ставку всё же не на изощрённую и захватывающую интригу, а на обилие красивых визуальных эффектов. Кейдж не менее убедителен, чем в образе исследователя Бена Гейтса, призывая неоперившегося ученика очистить разум и прочувствовать энергию всеми нервными клеточками организма – иначе не постичь колдовского искусства. Призывая – и подкрепляя каждое слово делом, творя чудеса прямо на глазах у изумлённого и сбитого с толку юноши… К тому же, у «звезды» появился достойный соперник в лице англичанина Альфреда Молины: сплошное удовольствие лицезреть, как Максим, пользуясь чужим невежеством, играючи добивается любых целей.

Ученик чародея / The Sorcerer’s Apprentice (2010): кадр из фильма
Злой колдун не дремлет

«Вам не нужно видеть моего преподавательского удостоверения», – внушает Хорват дежурному студенту, запрашивая у того информацию о Дейве, на что его собственный ученик Дрейк, памятуя о знаменитой сцене из «Звёздных войн» /1977/ Джорджа Лукаса, язвительно замечает: «Вы не видите никаких роботов». Возможно, фильм и не стал новым словом в суперзрелищном кинематографе1 Голливуда. Но Тёртелтауб и команда сценаристов хотя бы подтвердили приверженность пока не иссякшей постмодернистской эстетике. Эпизод, когда ученик чародея, будучи в цейтноте из-за скорого прихода в гости Бекки, прибегает к помощи заклинаний в надежде навести порядок в лаборатории – и это выливается в великий кавардак (так сказать, во всемирный потоп местного масштаба), является остроумной «цитатой цитаты». Перипетии одноимённой поэмы/1797/ Иоганна Вольфганга Гёте, вдохновившей композитора Поля Дюка на сочинение симфонической поэмы (кстати, краткий отрывок из неё включён в звуковой ряд), были пересказаны на языке анимации ещё в бессмертной «Фантазии» /1940/. Однако авторам ближе, скорее, захватывающие коллизии «Меча в камне» /1963/ (Блейк и Хорват многому научились у Мерлина и Морганы, отчаянно дравшихся на дуэли), создатели которого тоже не преминули с иронией процитировать предшественников. Традиция, как видим, живёт – по крайней мере пока!

.

__________
1 – Что, к сожалению, подтвердили умеренные кассовые сборы ($215,3 млн. в мировом прокате), оказавшиеся явно недостаточными для покрытия бюджета в $150 млн.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+