Властелин колец: Две крепости / The Lord of the Rings: The Two Towers (2002)

Властелин колец: Две крепости / The Lord of the Rings: The Two Towers (2002): постер

Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другие названия: «Властелин колец: Две башни» (вариант перевода названия), «Две крепости» / «The Two Towers» (усечённый вариант названия).

США, Новая Зеландия.

Продолжительность 179 минут (широкоэкранная версия на DVD – 172 минуты, расширенная версия на Blu Ray-дисках – 235 минут, специальное расширенное издание на DVD-дисках – 223 минуты).

Режиссёр Питер Джексон (номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс, Стивен Синклер, Питер Джексон по роману Джона Рональда Руэла Толкина.

Композитор Говард Шор.

Оператор Эндрю Лесни.

Премии «Оскар» получили: Этан Ван дер Рин, Майк Хопкинс (звуковой монтаж), Джим Райгил, Джо Леттери, Рэндалл Уильям Кук, Алекс Функе (визуальные эффекты).

Также на премии «Оскар» номинировались: Грант Мэйджор, Дэн Хенна, Алан Ли (художник-постановщик), Майкл Хортон (монтаж), Кристофер Бойес, Майкл Семаник, Майкл Хеджес, Хэммонд Пик (звук).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, кинофантазия

Краткое содержание
Итак, Братство Кольца распалось. Фродо (Элайджа Вуд) и его верный слуга Сэм (Шон Эстин) продолжают путь в Мордор на свой страх и риск, неожиданно обретя помощника в лице уродливого существа по имени Голлум (озв. Энди Серкис), в котором путники узнают Смеагола — первого обладателя священной реликвии. Двум другим хоббитам, Мерри (Доминик Монаган) и Пиппину (Билли Бойд), удаётся чудом сбежать из плена орков, и они попадают в древний лес Фангорн, где встречают энтов и их предводителя — мудрого Древня (озв. Джон Рис-Дэвис). Наконец, Арагорн (Вигго Мортенсен), эльф Леголас (Орландо Блум) и гном Гимли (Джон Рис-Дэвис) достигают королевства Рохан, раскрыв королю Теодену (Бернард Хилл) глаза на грозящую смертельную опасность. Несметные силы тьмы готовятся к взятию Хельмовой Пади.

Также в ролях: Кейт Бланшетт (Галадриэль), Шон Бин (Боромир), Кристофер Ли (Саруман), Хьюго Уивинг (Элронд), Лив Тайлер (Арвен), Крэйг Паркер (Халдир), Сала Бейкер (Саурон, образ), Брэд Дуриф (Грима Гнилоуст), Карл Урбан (Эомер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.10.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Властелин колец: Две крепости / The Lord of the Rings: The Two Towers (2002): кадр из фильма
Взялся за оружие

Если первая часть (по крайней мере – в своём трёхчасовом прокатном варианте) ещё производила впечатление произведения не слишком цельного, реконструировавшего события книги с легко различимыми упущениями, то это ни в коем случае не характерно для второго фильма. Особо дотошные толкинисты, разумеется, всё равно обнаружат расхождения с текстом, начиная с нового истолкования смысла подзаголовка. В отличие от писателя, понимавшего под двумя твердынями Башню Орфанк в Айзенгарде и Башню Луны в оккупированном Минас Моргуле, у кинематографистов1 первая из них противопоставлена зловещей цитадели Барад-дур, также известной как Тёмная башня и служащей главным пристанищем Саурона в Мордоре. Тем самым – сознательно смещается акцент с необходимости объединения разрозненных, малочисленных светлых сил перед лицом глобальной и неотвратимой угрозы на собственно противоборство. Более того, Питер Джексон включился в давний спор лично с… Джоном Рональдом Руэлом Толкином, который всячески2 открещивался от любых параллелей с подлинными историческими событиями, относящимися к далёкому прошлому либо являющимися важной частью новейшего времени, в том числе – происходившими параллельно с написанием романа. Упоминание Арагорном численности враждующих сторон перед штурмом (300 против 10000) неизбежно вызовет в памяти славный эпизод из античной эпохи, когда такой же расклад сложился накануне битвы спартанцев и персов в ущелье Фермопилы. А Гэндальф Белый, подводя итог сече при Хельмовой Пади («… но сражение за Средиземье только начинается»), почти дословно повторяет знаменитое высказывание Уинстона Черчилля, сделанное в начале Второй мировой войны.

Властелин колец: Две крепости / The Lord of the Rings: The Two Towers (2002): кадр из фильма
Подлая натура

Впрочем, было бы странно, если б кинематографисты, привнеся нюансы (пусть существенные, но – именно нюансы) от себя, уклонились от следования автору в ключевых аспектах. В данном отношении «Властелин Колец: Две крепости» является, скорее, отличным (сейчас уже можно сказать – «хрестоматийным») примером экранизации классического произведения, предельно близкой к первоисточнику, но вместе с тем и не служащей банальным набором иллюстраций к тексту. Воспевая красоты родной Новой Зеландии, широко используя визуальные эффекты (премия «Оскар»), Джексон находит яркий и нетривиальный сугубо кинематографический эквивалент, мастерски прибегая к гриффитовскому монтажному решению, и в кульминационный момент разворачивавшиеся параллельно события тесно переплетаются. Переплетаются, знаменуя если и не величественное рождение нации, то – перелом в долгом и изнуряющем противостоянии, печальным итогом которого могли стать полное забвение старых добрых времён и истребление на корню целых цивилизаций (людей, эльфов, гномов). Вопрос же символа и самого воплощения Власти, имеющего свойство подчинять хозяина собственной воле, авторы благоразумно оставили на потом – под занавес величественной саги. Любопытно, что Американская киноакадемия отказалась включить Энди Серкиса, не только озвучившего, но и отчасти «сыгравшего» Голлума, послужив особого рода моделью, в число претендентов на звание лучшего исполнителя роли со второго плана, что сразу заставило провести параллель с аналогичным случаем с неудачей Фрэнка Оза – создателя образа Йоды. А вот в кинопрокате картина Джексона обошла очередную (номинально – тоже вторую) часть из популярного киноцикла Джорджа Лукаса, при бюджете $94 млн. собрав в мировом прокате $926,3 млн.

.

__________
1 – Прозрачный намёк на это звучит в пламенной речи Сарумана, разглагольствующего о благословенном «союзе двух башен».
2 – «Но я испытываю и всегда испытывал искреннюю неприязнь к аллегории во всех проявлениях – с тех самых пор, как стал достаточно стар и ленив, чтобы её замечать».

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+