Властелин колец / The Lord of the Rings / El señor de los anillos (1978)

Властелин колец / The Lord of the Rings / El señor de los anillos (1978): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкина» / «J.R.R. Tolkien’s The Lord of the Rings» (полное название).

США, Великобритания, Испания.

Продолжительность 132 минуты.

Режиссёр Ральф Бакши.

Авторы сценария Крис Конклинг, Питер С. Бигл по романам Джона Рональда Руэла Толкина.

Композитор Леонард Розенман.

Оператор Тимоти Галфас.

Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Волшебник Гэндальф (озв. Уильям Сквайр) убеждает хоббита Бильбо Бэггинса (озв. Нормен Берд и Билли Барти) отдать найденное им Кольцо Всевластия, всё сильнее подчиняющее себе хозяина, племяннику — Фродо (озв. Кристофер Гуард и Шэрон Бэйрд). Им предстоит избабиться от этого опасного и таящего огромный соблазн предмета, некогда выкованного тёмным повелителем Сауроном, ныне готовящимся к покорению Средиземья. Путешествие Гэндальфа, Фродо, его слуги Сэма Скромби (озв. Майкл Шулз), хоббитов Мериадока Брендибака (озв. Саймон Чандлер) и Перегрина Тука (озв. Доминик Гуард), людей Арагорна (озв. Джон Хёрт) и Боромира (озв. Майкл Грэм Кокс), эльфа Леголаса (озв. Энтони Дэниелс) и гнома Гимли (озв. Дэвид Бак), от которого зависит судьба всего свободного мира, таит немало сюрпризов.

Роли также озвучивали: Питер Вудторп (Голлум), Фрезер Керр (Саруман), Филип Стоун (Теоден), Майкл Дикон (Грима Червеуст), Андре Морель (Элронд), Алан Тилверн (Барлиман).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.07.2020

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Властелин колец / The Lord of the Rings / El señor de los anillos (1978): кадр из фильма
Все вместе

Пожалуй, те из зрителей, кто на момент просмотра ещё не открыл литературный первоисточник и, следовательно, очень поверхностно знаком с наследием фэнтези, окажутся в более выигрышном положении. Они смогут, скажем так, непредвзято оценить своеобычность изобразительного решения «Властелина колец», основанного на старом добром, активно применявшемся ещё Уолтом Диснеем (в том числе при создании «Белоснежки и семи гномов» /1937/ – первого полнометражного мультфильма студии) ротоскопе, использование которого доведено до предела, чего прежде в полнометражной анимации не наблюдалось. Вместе с тем то обстоятельство, что значительная часть солидного производственного бюджета ($4 млн.) была потрачена на запечатление на чёрно-белую киноплёнку практически всех сцен1 с их последующей прорисовкой, одарило и преимуществами. Это позволило достичь необычного эффекта – сочетания реалистичности движений, жестов и даже мимики действующих лиц с пиршеством красок, замечательно передающих настроение, а точнее, его перепады: от печали к радости, от отчаяния к надежде. Да и каждый персонаж сам по себе прописан, безусловно, очень сочно – особенно впечатляют образы назгулов, чёрные, как сама тьма, со светящимися красными глазами.

Властелин колец / The Lord of the Rings / El señor de los anillos (1978): кадр из фильма
Под мудрым наставничеством

Впрочем, даже в этом гипотетическом случае всё же не исключено, что в адрес Ральфа Бакши и сценаристов Питера С. Бигла (между прочим, входящего в число лучших американских писателей-фэнтезистов) и Криса Конклинга начнут раздаваться упрёки в недостаточно продуманной композиции, отсылающей к фрагментам и целым сюжетным линиям, коими вынужденно пожертвовали при адаптации трилогии. С другой стороны – той части аудитории, что погрузилась в толкиновский мир заблаговременно, мучительно (иного слова и не подобрать!) видеть, каким купюрам подвергся текст, из которого, кажется, невозможно выкинуть ни строчки. Этого не сможет избежать даже Питер Джексон в собственной, эпической версии. Что уж говорить о Бакши, невольно2, к тому же, обманувшем публику, поскольку, вопреки финальному обещанию, продолжения (в его изложении) не последовало – и история оборвалась на полуслове?! В итоге авторам удалось в лучшем случае проиллюстрировать наиболее эффектные моменты романов, озвучить ключевые тезисы… Словом, лучше предпочесть другие опыты режиссёра в жанре фэнтези или даже – знаменитые сатирические ленты, как раз принёсшие Ральфу признание. Оправданием режиссёру может служить разве что тот факт, что «Властелин колец» всё же выигрывает на фоне двух мультфильмов Жюля, или Джулса, Басса и Артура Ранкина-мл. («Хоббит» /1977/ и «Возвращение Короля» /1980/), пересказавших Толкина совсем по-детски упрощённо.

.

__________
1 – Правда, основой для кульминации (сражение за Рохан) послужил эпизод ледового побоища из «Александра Невского» /1938/ Сергея Эйзенштейна.
2 – Несмотря на коммерческий успех (место в Top-20 сезона с результатом $14,1 млн. прокатной платы при кассовых сборах $30,5 млн.), кинокомпания не одобрила сиквела.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Шуровская Алина. Средиземье. Middle Earth // Экран – детям. – 1991, № 4. – С. 9.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+