Воздушная тюрьма / Con Air (1997)
Другие названия: «Тюремный самолёт» / «Самолёт с заключёнными» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 115 минут.
Режиссёр Саймон Уэст.
Автор сценария Скотт Розенберг.
Композиторы Марк Манчина, Тревор Рэбин (номинации на «Оскар», «Грэмми» и «Золотую малину» за оригинальную песню Дайан Уоррен How Do I Live).
Оператор Дэвид Таттерсолл.
На премию «Оскар» номинировались: Кевин О’Коннелл, Грег П. Расселл, Арт Рочестер (звук).
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер
Краткое содержание
Кэмерон По (Николас Кейдж), с честью отслуживший в подразделении Рейнджеров Армии США и уволенный в запас в звании сержанта, приговаривается к неожиданно длительному тюремному сроку за непредумышленное убийство, притом что лишь защищал себя и беременную жену по имени Триша (Моника Поттер). Отсидев восемь лет, он получает право на условно-досрочное освобождение. Кэмерона направляют в штат Алабама на самолёте Fairchild C-123 Provider, предназначенном для перевозки заключённых. По надеется на скорую встречу с супругой и дочкой Кейси (Лэндри Оллбрайт), однако возникает чрезвычайная ситуация. Контроль над воздушным судном переходит в руки уголовников, возглавляемых особо опасным преступником Сайрусом Гриссомом по прозвищу «Вирус» (Джон Малкович).
Также в ролях: Джон Кьюсак (Винсент Ларкин), Майкелти Уильямсон (Майкл О’Дэлл), Рэйчел Тикотин (Салли Бишоп), Винг Рэймс (Натаниэл Джонс, он же «Бриллиантовый Пёс»), Ник Чинланд (Уильям Бэдфорд, он же(«Билли-Бедлам»), Дэнни Трехо (Джонни Бака, он же «Джонни-23»), Колм Мини (Дункан Мэллой), Джон Роселиус (Дэверс), М.К. Гейни (Эрл Уильямс, он же «Болотный Леший»), Хосе Баррего (Франсиско Синдино), Реноли Сантьяго (Рамон Мартинез, он же «Салли-Не умею танцевать»), Дейв Шаппелл (Джо Паркер, он же «Бильярд»), Стив Бушеми (Гарланд Грин, он же «Мариеттский потрошитель»), Энджела Федерстон (Джинни), Стив Истин (Фолзун), в эпизодах (без указания в титрах) Пауэрс Бут (офицер на похоронах, озв.), Скотт Розенберг (продавец).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.03.2022
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Говоря по совести, могу понять продюсера Дона Симпсона, ненавидевшего идею этой картины. Гипотетическая ситуация с угоном заключёнными так называемого тюремного самолёта, называемого на жаргоне «Jailbird» (‘арестант’, а если совсем буквально – ‘пташка за решёткой’), выглядит глупо и совершенно неправдоподобно. А вот Джерри Брукхаймер придерживался противоположного мнения, реализовав замысел, как только их пути с давним деловым партнёром разошлись. И, надо сказать, не прогадал, причём не только в коммерческом отношении1. Дебютная постановка англичанина Саймона Уэста, ранее работавшего на телевидении и в производстве рекламы, почти сразу стала таким же эталонным олицетворением голливудских супербоевиков рубежа столетий, как и другие фильмы с участием Николаса Кейджа того периода: «Скала» /1996/ и «Без лица» /1997/. Находившийся тогда в зените славы актёр вновь порадовал поклонников, достойно (но и не забывая об иронии по отношению к сложившемуся имиджу2) проявив себя в сценах действия. И он, насколько мне известно, не выказывал недовольства – в пику коллегам. Джона Малковича раздражали правки, вносившиеся в сценарий прямо по ходу съёмок, Джон Кьюсак же, отважившись достаточно радикально сменить амплуа, и вовсе настолько разочаровался в результате, что отказывался говорить в интервью о своей роли и о ленте в целом.
«Воздушная тюрьма» являет собой хрестоматийный пример того, как зрелищность и обеспеченная крепкой драматургией увлекательность действа компенсируют практически нескрываемую абсурдность сюжета. Своего рода праздник непослушания вырвавшихся на волю уголовников происходит 14 июля – аккурат в День взятия Бастилии. По, опасающемуся, как бы зэки не узнали про его скорое освобождение, но не могущему оставить на произвол судьбы товарища-диабетика и надзирательницу, на которую положил глаз серийный насильник «Джонни 23», приходится несладко. Вместе с тем не вызывает сомнений, что за ним – правда, да и навыки отставного армейского рейнджера дорогого стоят. Авторы не ограничивают себя пространством внутри воздушного судна, придумав не менее напряжённые и занимательные эпизоды на территории небольшого аэропорта – вплоть до полноценного боя местного значения. И как забыть эффектную финальную погоню (с попутной схваткой на выдвижной лестнице пожарной машины) по улицам залитого огнями Лас-Вегса?! Уэст, пожалуй, уступает Майклу Бэю и Джону Ву в профессионализме, но всё-таки не слишком. Вопреки опасениям, фильм не устарел – и по-прежнему смотрится на одном дыхании. Единственное, что коробит на сеансе, – образ сыплющего остротами Гарланда Грина в исполнении Стива Бушеми. Мало того что отмороженный маньяк-детоубийца остаётся наедине с маленькой девочкой (к счастью, на сей раз всё обходится благополучно), так авторы ещё великодушно позволяют «Мариеттскому потрошителю» вырваться под шумок на свободу – и дать волю азарту в игорной столице Америки. Это «милая» шутка под занавес видится совсем странной.
.
__________
1 – При солидном производственном бюджете $75 млн. общие кассовые сборы составили $224 млн.
2 – Вспомним хотя бы бросаемую Кэмероном (в ответ на грубый вопрос «На что уставился, мразь?») реплику: «Ничего особенного. Просто любуюсь твоей клеткой <cage>».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Жанры кино: фильм-катастрофа // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 27.
Добавить комментарий