Возвращение живых мертвецов / The Return of the Living Dead (1985)
Другое название: «Возвращение живых мертвецов» / «Return of the Living Dead» (название на видео).
США.
Продолжительность 91 минута.
Режиссёр Дэн О’Бэннон.
Автор сценария Дэн О’Бэннон по сюжету Руди Риччи, Джона Э. Руссо, Рассела Страйнера.
Композитор Мэтт Клиффорд.
Оператор Джулс Бреннер.
Жанр: комедия, фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
Молодой парень по имени Фредди (Том Мэтьюз) устраивается на работу в морг. Его более опытный старший коллега Фрэнк (Джеймс Карен) решает подпустить страху — и сообщает, что в подвале хранится запас токсичного вещества, разработанного военным ведомством, которое способно оживлять мёртвую плоть. К сожалению, контейнеры оказываются хлипкими, и как результат — округу заполняют тысячи голодных зомби.
Также в ролях: Клу Гулагер (Берт Уилсон), Дон Калфа (Эрни Кальтенбруннер), Беверли Рэндолф (Тина), Джон Филбин (Чак), Джуэл Шепард (Кейси), Мигель А. Нуньес-мл. (Спайдер), Брайан Пек (Джон «Грязнуля»), Линни Куигли (девушка-панк Трэш), Марк Вентурини (Суицид).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.07.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильм начинается с примечательного разговора, в ходе которого Фрэнк по секрету сообщает новенькому коллеге, что знаменитый фильм «Ночь живых мертвецов» /1968/ вовсе не был рождён больным воображением кинематографистов. Причём препарат, о котором идёт речь, называется Trioxin 2-4-5 – подозрительно похоже на кодовое наименование (Trixie) вещества, наделавшего много бед в другом антимилитаристском произведении Джорджа Э. Ромеро, «Безумцы» /1973/. Тем не менее, невзирая на знаки уважения к мэтру, тот отказался выступить продюсером картины, а представители кинокомпании Laurel Entertainment даже пытались заставить авторов (правда, безуспешно) убрать из заголовка выражение «живые мертвецы». Сам же Дэн О‘Бэннон, ознакомившись с первоначальной версией сюжета ещё в конце 1970-х, накануне выхода официального сиквела упоминаемого хоррора, выразил желание осветить тематику не столь серьёзно – и написал собственный вариант сценария.
В результате увидело свет весьма занимательное зрелище. Картина даже в кинопрокате прошла прекрасно1, а благодаря видео – приобрела подлинно «культовый» статус. У нас, помнится, тоже любили вольно цитировать язвительную сцену, когда зомби отвечает по рации в карете скорой помощи: «Полицейских? Присылайте ещё: они очень вкусные». Конечно, это не должно служить поводом для объявления картины «шедевром». Слишком уж заметны, особенно по прошествии значительного времени, огрехи исполнителей, загримированных и изображающих пресловутых «живых мертвецов». Не блещут оригинальностью и сложностью также специальные эффекты, совершенно несопоставимые, например, с достижениями творцов «Чужого» /1979/, снятого по сценарию О’Бэннона. В целом режиссёр не привносит ничего принципиально нового и в мифологию экранных зомби, лишь уточняя, что они испытывают нестерпимую, непреодолимую боль.
Единственное, чем «Возвращение живых мертвецов» удивляет (в хорошем смысле!), так это ярко выраженной сатирической направленностью – очень в духе своего времени. Вся история нашествия обеспокоенных зомби является, в сущности, хлёсткой пощёчиной американским милитаристам. Вопреки негласной традиции, авторы помещают язвительный титр, заверяя, что «все события, показанные в фильме, произошли на самом деле», и что «имена и названия организаций также являются подлинными». Для эпохи «рейганомики» подобная ситуация, признаться, не кажется невероятной! Неудивительно, что над образом Эрни, проявляющим подозрительное любопытство ко всему немецкому, витает тень нацистского прошлого. Но особо отличились, разумеется, свои, заокеанские военные, обнаружившие незаурядную гуманность и… сообразительность. Судя по финальным кадрам, не требующим никакого дополнительного комментария, «приемлемые» потери в несколько десятков тысяч человек – ещё цветочки.
.
__________
1 – При бюджете $4 млн. кассовые сборы составили $14,2 млн., что, кстати, существенно выше, чем у ромеровского «Дня мертвецов» /1985/!
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий