Ясон и аргонавты / Jason and the Argonauts (1963)

Ясон и аргонавты / Jason and the Argonauts (1963): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Язон и аргонавты»(вариант перевода названия), «Ясон и золотое руно» / «Jason and the Golden Fleece» (Великобритания: рабочее название).

Великобритания, США.

Продолжительность 104 минуты.

Режиссёр Дон Чеффи.

Авторы сценария Джан Рид, Беверли Кросс на основе поэмы Аполлония Родосского (без указания в титрах).

Композитор Бернард Херрман.

Оператор Уилки Купер.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, семейный фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Пелий (Дуглас Уилмер) захватывает Иолк — но пророчество гласит, что ему не удержаться на троне: однажды Ясон (Тодд Армстронг), сын поверженного властителя, явится, чтобы отомстить за отца. Проходят годы, и царю удаётся волею случая убедить юношу отправиться на край света, в Колхиду, за даром богов — золотым руном. Однако легендарному герою благоволят олимпийцы во главе с самим Зевсом (Нилл МакГиннис), и Ясон, собрав лучшую в Элладе команду мореплавателей, смело пускается на корабле «Арго» навстречу приключениям.

Также в ролях: Онор Блэкман (Гера), Майкл Гуинн (Гермес), Нэнси Ковак (Медея), Лоуренс Нэйсмит (Аргос), Гэри Рэймонд (Акаст, сын Пелия), Найджел Грин (Геракл), Джон Карней (Гилас), Джек Гуиллим (Ээт), Патрик Тротон (Финей), Эндрю Фолдс (Фалерус).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.11.2021

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ясон и аргонавты / Jason and the Argonauts (1963): кадр из фильма
Навстречу приключениям

Памятуя о грандиозном зрительском успехе «Седьмого путешествия Синдбада» /1958/, Рэй Харрихаузен намеревался сделать этого восточного персонажа товарищем Ясона по приключениям, совместив1, таким образом, два культурных наследия. В итоге, правда, тандем сценаристов (дебютант Беверли Кросс и более опытный Джан Рид) решил реконструировать перипетии поэмы «Аргонавтика» Аполлония Родосского достаточно подробно, не уходя в вольную трактовку – и лишь вынужденно, из соображений экономии и технической сложности при воплощении, опустив несколько эффектных эпизодов. Как бы то ни было, результат оказался превосходным – и сам Харрихаузен неоднократно повторял, что именно «Ясона и аргонавтов» считает своим любимым детищем.

Ясон и аргонавты / Jason and the Argonauts (1963): кадр из фильма
Игра — благородное дело

Нелишне вспомнить, что в конце 1950-х итальянцы приготовили неплохой ответ Голливуду, предложив альтернативу роскошным пеплумам в виде более развлекательных фэнтези. Руководство Columbia Pictures, выделяя на производство $3 млн., намеревалось вступить с ними в непосредственную конкуренцию, при этом – выйдя за границы всё-таки узкого рынка, оккупированного кинематографом класса «B».  Любопытно, что Пьетро Франчиши в «Подвигах Геракла» /1958/, как раз задавших моду на подобные произведения, тоже частично опирался на аполлониевскую поэму – и, по иронии судьбы, именно внешний облик Геркулеса в исполнении Найджела Грина, непривычно не выглядящего культуристом, вызвал нарекания в Старом Свете. А на дизайн гигантской бронзовой статуи Талоса, разгневанной дерзостью аргонавтов, оказали непосредственное влияние декорации «Колосса Родосского» /1961/ Серджо Леоне, накануне удачно прошедшего в США. Но фильм Дона Чеффи получил одно неоспоримое преимущество – в лице оживших мифологических персонажей: с авторами не могли тягаться не столько в мастерстве применения самой техники одушевления сложных моделей, сколько в наделении их духом особой поэзии. Странно, что триумфа не последовало: прокатная плата составила всего $2,1 млн.

Ясон и аргонавты / Jason and the Argonauts (1963): кадр из фильма
Руно великолепно

Возможно, спустя солидный временной промежуток развёртывание событий, особенно в первой половине повествования, покажется недостаточно динамичным2, но как только на пути у аргонавтов возникают скульптура Талоса и семиглавая гидра, оберегающая золотое руно, – действо по-настоящему захватывает. И по-прежнему высочайшей оценки заслуживает кульминационная схватка со скелетами, пытающимися лишить греков заслуженной добычи: не удивительно, что трёхминутный эпизод потребовал кропотливого многомесячного труда! Вместе с тем сложно не оценить остроумия авторов, не ставших (не в пример, скажем, Пьеру Паоло Пазолини в экранизации «Медеи» Еврипида) заострять внимание на личных трагедиях античных героев и стремиться докопаться до первооснов культуры Эллады, привнеся, напротив, христианские и даже остроактуальные сатирические мотивы. Словно перефразируя русскую поговорку, Чеффи обращается и к Ясону, и к его современным последователям: на олимпийских богов и богинь надейся, а сам не плошай.

.

__________
1 – Отголоски замысла будут слышны в «Битве титанов» /1981/, где Персей схлестнётся с исполинских размеров Кракеном, позаимствованным из скандинавской мифологии.
2 – Это постарались учесть в одноимённом телевизионном ремейке, снятом в 2000-м.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. В жанре «Фэнтези» // Экран. – 1992, № 01. – С. 28-29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+