Челюсти / Jaws (1975)

Челюсти / Jaws (1975): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Спокойствие в воде» / «Stillness in the Water» (США: рабочее название).

США.

Продолжительность 124 минуты.

Режиссёр Стивен Спилберг.

Авторы сценария Питер Бенчли, Карл Готтлив по роману Питера Бенчли.

Композитор Джон Уильямс (премия «Оскар»).

Оператор Билл Батлер.

Жанр: приключенческий фильм, триллер

Краткое содержание
Мартин Броди (Рой Шайдер), накануне занявший пост начальника полиции курортного городка Эмити, расположенного на небольшом острове в Новой Англии, сталкивается с тайной страшной гибели молодой девушки, изуродованные куски тела которой были найдены в воде. Мэтт Хупер (Ричард Дрейфус), специально приглашённый из института океанографии, приходит к однозначному выводу: купальщица стала жертвой нападения акулы-людоеда. Однако мэр населённого пункта Лэрри Вон (Мюррей Хэмилтон), опасаясь убытков для городской казны и рядовых граждан, не разрешает закрыть пляж, пока не будет абсолютной уверенности в необходимости радикальных мер. Решение оказывается роковым…

Также в ролях: Роберт Шоу (Квинт), Лоррейн Гэри (Эллен Броди), Карл Готтлиб (Мидоуз), Джеффри Крамер (Хендрикс), Сьюзан Бэклайни (Крисси), Джонатан фили (Кэссиди), Тед Гроссман (жертва), Крис Ребелло (Майкл Броди), Джэй Мелло (Шон Броди), в эпизоде Стивен Спилберг (работник пункта первой помощи, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.08.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Челюсти / Jaws (1975): кадр из фильма
Охотники на акулу

Меня в своё время поразило высказывание Стивена Спилберга, признавшегося в одном из интервью (кажется, Джеймсу Липтону в программе «Гость в актёрской студии»), что, приступая к съёмкам, не знал, что же хотел создать: философскую аллегорию, политическую сатиру или фильм ужасов. Дело было не только в прямодушии кинематографиста, которому, насколько можно судить со стороны, вообще чужды тщеславие и стремление казаться умнее (американцы бы сказали: «гениальнее»), чем на самом деле, – в отличие от ряда коллег, в том числе заведомо менее одарённых. Слова режиссёра позволили выкристаллизоваться давно зревшей мысли о том, что шедевры подчас мало того, что могут увидеть свет (или, как минимум, обрести завершённую форму) помимо осознанной воли творца1, но и – появиться практически на любом материале, не говоря уже о жанре. Что, впрочем, не подразумевает получения результата «само собой», на одном таланте или стабильном везении, без постоянного приложения серьёзных усилий, без непрерывного преодоления возникающих трудностей и даже – без приемлемых компромиссов. Такого рода препятствий, если судить по воспоминаниям участников съёмок, возникало предостаточно – и Стивен должен благодарить судьбу за то, что руководство Universal Pictures проявило терпение, а затем, ознакомившись с готовой версией, не пожалело дополнительных средств. Бюджет составил порядка $8 млн., и около половины от суммы было потрачено на масштабную рекламную кампанию, включая телевизионные ролики. Как бы то ни было, дорогостоящая постановка Спилберга внесла радикальную корректировку в стратегию всей «фабрики грёз» (прокатная плата впервые превысила отметку в $100 млн., а общие кассовые сборы оцениваются в $470,6 млн., из которых $260 млн. пришлось на Северную Америку), введя в обиход ведущих студий принцип летнего блокбастера, безотказно срабатывающий по сию пору.

Челюсти / Jaws (1975): кадр из фильма
Акула-убийца

Что же мы имеем? По иронии судьбы, «Челюсти» вобрали в себя все упомянутые режиссёром элементы, причём в идеальной пропорции, – и много что сверх того, покоряя многозначностью простенькой на первый взгляд истории. (Чего, надо полагать, не наблюдалось в литературном оригинале, хотя Питер Бенчли лично адаптировал свою книгу для экрана вместе с Карлом Готтлибом.) Действия Вона, упорно отказывающегося верить фактам и лично подбадривающего горожан и приезжих отпускников войти в воду, где поджидает смерть, указывают на порочность самих основ капиталистических отношений, а не просто проступков конкретного градоначальника, искренность намерений которого (отправившего на пляж и собственных детей) не подлежит сомнению. Прозвучавший в редкие минуты затишья рассказ Квинта о том, как удалось чудом спастись от тысяч акул, круживших вокруг останков потопленного тяжёлого крейсера USS Indianapolis, доставившего «Малыша» для атомной бомбардировки Японии, придаёт событиям историческое измерение, символизируя чуть ли не расплату за давние прегрешения, обрушившуюся на того, кто получил от судьбы отсрочку. Принципиальна и перекличка с мелвилловским «Моби Диком»2, поскольку постепенно берёт верх мотив встречи лицом к лицу с собственным роком – Мартина Броди, по сути, бежавшего в тихий провинциальный городок от повседневного насилия мегаполисов, страдающего боязнью воды и вообще чувствующего себя всё неувереннее от осознания того, что против преследуемой (или преследующей?!) акулы бессильны даже богатейший опыт Квинта и обширные познания Хупера. Но что важнее – обозначенные мотивы всплывают на поверхность как бы непроизвольно, подобно тем бакам с воздухом, которые, вопреки ожиданиям самоуверенных людей, не в силах обуздать безжалостного подводного хищника пугающих размеров. Стивен Спилберг (в том числе благодаря новаторскому монтажу Верны Филдс, торжественно-тревожной музыке Джона Уильямса и отличному звуковому решению; тут члены Американской киноакадемии оказались правы!) явил – без преувеличения – уникальный пример нагнетания напряжения, сведя высокое искусство хичкоковского саспенса с эффектными приёмами создателей хорроров категории «В». «Челюсти» сыграли заметную роль в полномасштабном становлении постмодернистской эстетики и в первую очередь – в выведении на авансцену маргинальных тенденций, долгое время вызывавших интерес лишь у отдельных эстетов и интеллектуалов или же у узкого круга преданных поклонников.

.

__________
1 – К слову, подобную идею выдвигали ещё модернисты («автоматическое письмо» Андре Бретона и т.п.), вдохновившись фрейдовской гипотезой о художественных импульсах, идущих из подсознания.
2 – Из-за несогласия Грегори Пека включить кадры из экранизации романа, осуществлённой Джоном Хьюстоном в 1956-м году, пришлось ограничиться наименованием судна капитана Квинта – «Орка».

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Страшное кино: 10 самых страшных фильмов // Видео-Асс Премьер. — 1993, № 17. – С. 15-16.
«Тесный контакт» со Стивеном Спилбергом // Видео Асс Экспресс. – 1994, № 26. – С. 14-16.
«Мы любим наших монстров…» // Экран. – 1996, № 3-4. – С. 34-35.
Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.
Капралов Георгий. Сказочник XX века // Фантакрим MEGA. – 1991, № 5. – С. 68-70.
Жанры кино: фильм-катастрофа // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 27.
Кинобестселлеры // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 7. – С. 52-53.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+