Путь Карлито / Carlito’s Way (1993)

Путь Карлито / Carlito’s Way (1993): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 144 минуты.

Режиссёр Брайан Де Пальма.

Автор сценария Дэвид Кепп по романам Эдвина Торреса.

Композитор Патрик Дойл.

Оператор Стивен Х. Барам.

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Адвокат Дейв Кляйнфельд (Шон Пенн, номинация на «Золотой глобус») помогает своему клиенту и другу Чарльзу Бриганте (Аль Пачино), приговорённому к тридцати годам тюрьмы и отсидевшему из положенного срока пять лет, выйти на свободу, сославшись на допущенные сотрудниками правоохранительных органов нарушения в процессе сбора улик. Бывший влиятельный босс наркомафии возвращается в Восточный Гарлем, но заявляет, что не намерен браться за старое. Карлито принимает предложение Дейва взять в управление ночной клуб El Paraiso, выдвинув условие, что, как только накопит семьдесят пять тысяч долларов, покинет Нью-Йорк. Бриганте надеется начать собственный легальный бизнес на одном из островов Карибского бассейна, куда, как он надеется, согласится поехать и Гэйл (Пенелопа Энн Миллер, номинация на «Золотой глобус»).

Также в ролях: Джон Легуизамо (Бенни Бланко из Бронкса), Луис Гусман (Пачанга), Вигго Мортенсен (Лалин), Ингрид Роджерс (Стеффи), Джеймс Ребхорн (Норволк), Джозеф Сираво (Винни Тальялуччи), Ричард Форонджий (Пит Амадессо), Хорхе Порсел (Сасо, он же Рон), Фрэнк Минуччи (Тони Тальялуччи), Эдриан Паздар (Фрэнки), Пол Мазурски (судья Файнстейн).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.05.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Путь Карлито / Carlito’s Way (1993): кадр из фильма
Как поступить с предателем?

Вопреки обыкновению, можно смело писать в рецензии о том, чем завершится повествование. В первых же кадрах мы видим, как Карлито получает огнестрельные ранения, смертельный характер которых не вызывает сомнений… Казалось бы, для чего Брайану де Пальме и кинодраматургу Дэвиду Кеппу понадобилось вот так с ходу раскрывать главную тайну? Ведь это, как минимум, заведомо ослабило интригу, отняло у зрителя надежду на то, что Бриганте удастся избавиться от преследователей (шире – избежать наказания за совершённые в прошлом прегрешения) и благополучно покинуть мегаполис. Но… почитатели творчества одарённого режиссёра, чьим излюбленным жанром всегда оставался триллер, пожалуй, смогут даже лучше оценить искусство саспенса, нагнетаемого на экране независимо от того обстоятельства, что исход – конец пути конкретного человека, преступника – предрешён. Завязка в бильярдной, куда матёрый гангстер согласился прийти по просьбе кузена Гуахиро, эпизод поддержки Дейва, якобы пытающегося помочь криминальному авторитету «Тони Ти» совершить побег из тюрьмы, наконец, потрясающая, намеренно затянутая, филигранно снятая и смонтированная кульминация на Центральном вокзале Нью-Йорка отмечены печатью высокого мастерства Де Пальмы. Сюрприз, к слову, всё равно поджидает, напоминая о неотвратимости и… непредсказуемости расплаты, которая необязательно должна прийти от рук тех, кто имел «законное» право на отмщение.

Путь Карлито / Carlito’s Way (1993): кадр из фильма
Живым не возьмут

Брайан поначалу отказывался от постановки (продюсеры некоторое время рассматривали кандидатуры Джона МакКензи и Абеля Феррары) – не иначе, как из опасения художественного повтора. Изменить решение заставило знакомство со сценарием, основанным на романах «Путь Карлито» /1975/ и «Сверхурочные» /1979/1, написанных Эдвином Торресом параллельно с работой в органах судебной власти (правда, до избрания в верховный суд штата Нью-Йорк). Он даже не побоялся с толикой иронии процитировать не только собственное «Лицо со шрамом» /1983/2 (название El Paraiso, помнится, носила закусочная, где успел потрудиться мойщиком посуды Тони Монтана), но и «Крёстного отца» /1972/ – с той разницей, что Бриганте не следует примеру Майкла Корлеоне, защитившего от покушения находившегося в госпитале родителя, Дона Вито. Материал и, разумеется, сотрудничество с Алем Пачино (отметим в скобках и проникновенную игру Шона Пенна, представшего, возможно, в самом нетипичном для себя обличии) позволили режиссёру раскрыть тему под новым углом зрения, высветить мотивы, прежде так отчётливо и убедительно, думается, не звучавшие. Вынесенное в заголовок понятие, понимаемое не буквально, а фигурально, вплотную приближается к восточной категории Дао – с обязательным уточнением в том смысле, что сам бывший наркоделец пуэрториканского происхождения (к слову, признаваемый «почти своим» членами итало-американской мафии) всё-таки не понимает сути творящегося с ним. Не понимает (если и догадывается где-то в глубине души, то упорно гонит прочь мрачные предчувствия), что давно является мертвецом, который ходит, разговаривает, копит деньги, строит планы на будущее вместе с любимой Гэйл, не подозревая, что осталось пребывать на этом свете считанные дни. Жестокий «привет из Бронкса» может показаться случайностью – но той самой случайностью, что является частным случаем закономерности, неумолимого закона жизни. Грубоватая дворовая поговорка о том, что Бог – не фраер, на поверку удивительно созвучна пафосу картины, отнюдь не воспевающей лёгкое, красивое, полное щекочущего нервы риска существование человека, ступившего на кривую стезю.

.

__________
1 – Ничего общего с одноимённой (After Hours) «чёрной комедией» Мартина Скорсезе, известной у нас под заголовком «После работы».
2 – Между прочим, странно, что новая лента, обошедшаяся дороже ($30 млн.), пользовалась в национальном прокате меньшим спросом, хотя в целом собрала $63,8 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Де Пальма, Пачино и мафия // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 24. – С. 32-35.
Мэри-Луиз Паркер. Умеренная вегетарианка // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 28. – С. 146.
Тирдатова Евгения. Божественное длинноты // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 20. – С. 4-6.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+