Американская история Икс / American History X (1998)
Другие названия: «Неизвестная американская история» / «Американская история X» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 119 минут (рабочая версия – 101 минута).
Режиссёр Тони Кэй.
Авторы сценария Дэвид МакКенна.
Композитор Энн Дадли.
Оператор Тони Кэй.
Жанр: драма
Краткое содержание
Дерек Винйард (Эдвард Нортон) на протяжении нескольких лет не просто состоял в экстремистской организации неонацистского толка, но и фактически занимал место её вожака, будучи ближайшим доверенным лицом могущественного теневого лидера и идеолога — Кэмерона Александера (Стейси Кич). Однако, отсидев срок в тюрьме за убийство, Дерек намерен порвать со своим жестоким прошлым и, более того, уберечь от беды младшего брата, Дэнни (Эдвард Фёрлонг). Только вот хватит ли у него на это времени?
Также в ролях: Беверли Д’Анджело (Дорис Виньярд), Эвери Брукс (доктор Боб Суини), Дженнифер Льен (Давина Виньярд), Итан Сапли (Сет Райан), Эллиотт Гулд (Мюррей), Файруза Балк (Стейси), Уильям Расс (Деннис Виньярд), Торри Гай (Лэймонт).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.03.2022
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Этот фильм обошёлся в производстве сравнительно недорого, в $20 млн., и не пользовался коммерческим успехом: кассовые сборы в североамериканском прокате составили $6,7 млн. (хотя общие – всё-таки в $23,9 млн.). Однако получил неожиданную, с налётом скандальности, известность после того, как Тони Кэй вчинил умопомрачительный (в $275 млн.!) иск кинокомпании New Line Cinema и Гильдии режиссёров Америки. Суть претензий в обнародованном заявлении сводилась к тому, что продюсеры резко ограничили его творческую свободу, а строгие правила гильдии наложили бы категорический запрет на публичные высказывания в том случае, если б постановщик решил скрыться за псевдонимом. Вместе с тем именно та версия, которая была вынесена на суд общественности, вызвала заметный художественный резонанс, косвенным свидетельством чему послужили, в частности, несколько номинаций на премию «Оскар». И Тони остался, таким образом, не понят…
А между тем возникает ощущение, что Кэй был, возможно, не так уж неправ. Некоторые идеи первоначального варианта сценария, написанного дебютантом Дэвидом МакКенной, которые так и не увидели свет, кажутся более глубокомысленными и оригинальными. Например, неожиданная развязка, когда Дерек, узнав об убийстве Дэнни темнокожим подростком в школьном туалете, принимается прямо там обривать себе голову в знак возвращения в стан скинхедов. Хотя и предложенная «американская история Икс» может поразить многим. Актёр-ветеран Стейси Кич очень выразителен в образе мистера Александера, «последней надежды белого населения Америки»1, – интеллектуала-манипулятора, чужими руками загребающего жар и словно купившего себе место в Истории. Точен и анализ социально-психологических причин появления на свет таких личностей, как Дерек, обретающих внутреннюю готовность примкнуть к ультраправым экстремистам задолго до того, как знакомятся с трудами Гитлера или практикой его верных последователей. Гораздо опаснее бытовой расизм и шовинизм, исповедуемый – часто безотчётно – внешне благопристойными гражданами за семейным ужином. Такими, как старший Винйард. И всё-таки не могу не заметить, что в осмыслении самого феномена неонацизма картина, на мой взгляд, несколько уступает некоторым менее известным произведениям, причём не только западным (западногерманскому «Поезду в ад» /1993/, американскому «Фанатику» /2001/), но и даже отечественным «перестроечным» драмам вроде «Меня зовут Арлекино» /1988/ и «Луна-парка» /1992/. Не говоря уже про шедевр «Обыкновенный фашизм» /1965/! Другое дело, что авторам – не станем уточнять, кому именно – удалось нечто большее. Нелинейно, с введением развёрнутых ретроспекций, выстроенная композиция ленты позволяет передать необычное настроение, а главное, донести до зрителя важную мысль. Именно продемонстрированный исход закономерен, обнажая механику распространения вируса ненависти – в обществе и в самой природе. От содеянного откреститься нелегко, если вообще возможно. Ибо ещё в Библии сказано: посеешь ветер – пожнёшь бурю…
.
__________
1 – Его прототипом послужил Том Метцгер, лидер неонацистской организации Белое арийское сопротивление (WAR), дислоцирующейся в южной Калифорнии.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий