Честь семьи Прицци / Prizzi’s Honor (1985)

Кудрявцев Сергей. Кэтлин Тёрнер: игра в двойную жизнь // Видео Дайджест. – 1990, № 7. – С. 13-17.

Портрет по заказу

КЭТЛИН ТЁРНЕР: ИГРА В ДВОЙНУЮ ЖИЗНЬ

Теперь кажется странным, что у продюсера и актера Майкла Дугласа были сомнения по поводу кандидатуры Кэтлин Тёрнер на главную роль в фильме «Роман с камнем». Первые пробы, проведенные в Нью-Йорке, где актриса играла в театре, оказались неудачными. Лишь на повторных пробах в Лос-Анджелесе Тёрнер сумела убедить других, а прежде всего убедилась сама, что сможет сыграть робкую, скромную писательницу Джоан Уайлдер из первых сцен картины, сочиняющую свои невероятные, полные приключений романы в тиши городской квартиры.

Так получилось, что с момента первого (и запомнившегося всем) появления Кэтлин Тёрнер на экране в ленте Л. Каздана «Жар тела» (1981) за ней прочно закрепилось амплуа «роковой женщины». Красота, чувственность, игра страстей, хитроумный заговор женщины-вамп, хищницы, не брезгующей ничем ради получения богатства,– все это приковывало внимание к Мэтти Уокер, точно и безукоризненно воплощенной актрисой-дебютанткой. Критики писали, что фильм Л. Каздана – тоже дебютанта – ориентирован на «черные фильмы» 40-х годов, в частности, напоминает «Двойную страховку» Б. Уайлдера. А К. Тёрнер доминирует, покоряя своей игрой в стиле «звезд» тех лет – Л. Бэколл и Б. Стенуик. И вообще, картину стоит смотреть из-за молодой актрисы, только в возрасте 27 лет впервые появившейся на экране.

Наверное, ей были приятны подобные комплименты. Хотя сейчас, после других известных ролей Кэтлин Тёрнер, видно, что в ленте «Жар тела» возможности актрисы были заявлены, обозначены, но не использованы вполне. Может, виноват режиссер, не заметивший уникальный дар К. Тёрнер быть такой неуловимо изменчивой. А ведь сюжет давал прекрасный повод для более тонкой и изящной проработки темы двойной жизни Мэтти Уокер, являющейся на самом деле иной, чем она представляется вплоть до финала фильма. Или же актриса еще не почувствовала до конца способность легко существовать в несхожих обличиях, лишь нащупывая интуитивно свою манеру игры.

13

Хорошо, что она не поверила лестному ярлыку «роковой женщины» и попробовала сыграть в других жанрах – комедии «Человек с двумя мозгами» (1983), в «экологической» драме «Редкая порода» (1984), демонстрировавшейся и в советском прокате. Но только следующие картины – «Роман с камнем» (1984) Р. Земекиса, «Преступления по страсти» (1985) К. Рассела и «Честь семьи Прицци» (1985) Дж. Хьюстона – великолепно доказали, что стихия Кэтлин Тёрнер – мир, где перемешаны фантазия и реальность, действие содержит в себе немалый заряд иронии, повествование насквозь проникнуто пародийной интонацией. Это – мир, в котором можно играть множество ролей, чуть ли не каждую минуту скидывая свою личину, становясь не тем, кто ты есть, всякий раз не укладываясь в рамки каких-либо определений.

Конечно, «Роман с камнем» – самая простая из названных лент. «Двойная жизнь» писательницы дается в иронически понятом столкновении романтизированных представлений застенчивой девушки, выдумывающей приключения, которые она никогда в реальности не испытывала, с теми сногсшибательными авантюрами (опять же с долей иронии), в которые Джоан ввязывается, разыскивая свою сестру в Колумбии. Актриса естественно и непринужденно меняет маску добропорядочной, воспитанной в англосаксонских традициях девицы на лик амазонки, ловко выкручивающейся из рук гангстеров колумбийской наркомафии, а в финале принимает личину «девушки-мечты», достающейся в награду благородному герою-красавцу. Романтически-иронический хэппи-энд! Все правила игры соблюдены. Роли

14

сыграны отлично. Нечего добавить. Надо ставить точку. Но следует продолжение – «Жемчужина Нила» (1985) Л. Тига, где все неудачно от начала до конца, нет никакой игры в двойную жизнь, а лишь эксплуатируются возможности бездумного приключенческого зрелища – глупо, натужно, без выдумки. Актеры работают вхолостую.

Этого не скажешь о фильмах «Преступления по страсти» и «Честь семьи Прицци», где почти все зависит от игры актеров, потому что один их неверный жест, неточная интонация могут разрушить легкую, прихотливую вязь режиссерской стилизаторской манеры. К. Тёрнер не только не теряется в ансамбле прекрасных актеров (Э. Перкинс – в первой картине, Дж. Николсон – во второй), но сама является как бы камертоном стиля на грани между серьезным и ироническим, между самоцитированием и самопародированием.

Ленту К. Рассела можно принять (и, к сожалению, принимают) слишком всерьез – как типичный образец триллера с патологическими сценами или скандальную историю о проститутке по прозвищу «Голубая китаянка», которая в обычной, дневной жизни является благополучным дизайнером Джоанн, в финале обретающей счастье в браке. Но по сути эта лента – иронический парафраз истории об Адаме и Еве, об искушении их дьяволом. Однако без грехопадения не было бы продления рода человеческого. Не было бы любви. К. Рассел позволяет своим героям все испытать, примерить на себя разные роли, поиграть во всевозможные игры, чтобы понять свое истинное предназначение. Кэтлин Тёрнер искусно, с отточенным мастерством изображает причудливые перевоплощения «Голубой китаянки» – то возвращающейся в нормальное состояние в облике Джоанн, то шить погружающейся в сатанинскую игру, в соперничество с дьяволом, чтобы в конце фильма, убив в себе порочного двойника (одержимую бесом и одежде «Голубой китаянки»), очиститься в настоящей любви к современному Адаму.

Приобретенный опыт перевоплощения в рамках одной роли К. Тёрнер блестяще использовала в следующей картине – «Честь семьи Прицци», где она играет красивую девушку Айрин Уокер (сразу отсылка к героине ленты «Жар тела»), которая оказывается наемной убийцей, полькой по имени Ирэн, влюбившейся – или имитирующей влюбленность – в Чарли, главаря семейного клана. Фильм Дж. Хьюстона тонко пародирует атмосферу подозрительности и недоверия, когда сегодняшний друг может стать врагом. И наоборот. Все роли перемешаны в этом балагане, называемом жизнью. Карнавал масок продолжается. Может быть, героиня Кэтлин Тёрнер – очередная «роковая женщина» или же «невинная овечка», случайно впутавшаяся в преступный бизнес. Все подлежит сомнению. Здесь «честь» – комическое слово. Любой может превратиться в бесчестного. Миром правит слепая игра случая. И в таком мире – раздолье для людей, подобных Айрин Уокер, меняющихся, как хамелеон. Эта филигранная по отделке, умная, несколько самопародийная работа актрисы скоро станет известна не только обладателям видеомагнитофонов, но и более широкому зрителю в кинопрокате.

Конечно, «видеоманы» давно уже обратили внимание на одну из лучших актрис Голливуда 80-х годов. Она – всегда разная, непохожая, подчас даже внешне. Кажется, что К. Тёрнер неожиданно напоминает чуть ли не всех американских «звезд» 30–40-х годов. Она – и вамп, и умная женщина, в которой за обманчивой сдержанностью скрыты бурные страсти (как у героинь Ингрид Бергман); в ней есть остроумие, блеск, изящество и легкий каприз «городских хищниц» Кэтрин Хепбёрн или Розалинд Рассел (кстати, это

15

подтверждает участие Кэтлин Тёрнер в четвертой версии знаменитой комедии «Первая полоса» – фильме «Переключая каналы», снятом в 1987 году; ныне он выходит на советский экран), а временами может казаться милой простушкой в духе персонажей Дины Дурбин.

Желая понять такую многоликость актрисы, ее смелые переходы из одного амплуа в другое, чрезвычайную восприимчивость к любым предлагаемым обстоятельствам, свободную ориентацию как раз в сложных по стилю лентах, нелишне вспомнить о биографии К. Тёрнер. Родившись 19 июня 1954 года (между прочим, под знаком Близнецов) в Спрингфилде, штат Миссури, она к семнадцати годам успела побывать вместе с отцом-дипломатом в таких разных странах, как Канада, Куба, Венесуэла, Великобритания. В Лондоне Кэтлин увлеклась театром, посещала спектакли в Уэст-Энде и в Стаффорде-на-Эйвоне. Вернувшись после смерти отца на родину, она поступила на актерский факультет университета штата Миссури, а спустя два года – в университет Мэриленд. Во время учебы играла шекспировские роли в студенческом театре, что наряду с годами, проведенными в Англии, объясняет отмечаемый критиками англосаксонский характер Кэтлин Тёрнер. В то же время она – типичная американка, из тех, кто создает самоё себя. Конечно, ей повезло, что заметили сразу после первой работы в кино. Но понадобилось еще четыре года, чтобы в 1985 году Тёрнер безоговорочно признали не просто актрисой в чьем-то стиле, а саму по себе – Кэтлин Тёрнер со своей неповторимой манерой.

Когда же режиссеры стали приспосабливаться к «имиджу» актрисы, использовать прежде найденное – удачно, как в картине «Пегги Сью вышла замуж» (1986) Ф. Ф. Копполы, или не очень, как в итальянской ленте «Джулия и Джулия» (1987), – возникла опасность тиражирования достигнутого. И тогда, удивив многих, К. Тёрнер участвует в озвучивании роли

16

мультперсонажа Джессики в супербоевике Р. Земекиса «Кто подставил кролика Роджера?». И буквально заново начинает кинобиографию, приняв приглашение своего первого режиссера Л. Каздана, – опять в паре с У. Хёртом.

В фильме «Случайный турист» (1988) она играет Сару – жену героя, которая после смерти их сына чувствует, как неуловимо что-то изменилось, утратило прежний смысл во взаимоотношениях с мужем. Сара первой предлагает расстаться на время, пожить раздельно, пытаясь разобраться в своей жизни, вновь прийти к необходимому душевному равновесию. Она уверена в том, что всегда, если пожелает, позволит мужу вновь приблизиться к себе, удостоит его «милости хозяйки», распоряжающейся всем, чем владеет. Кэтлин Тёрнер представляет уже зрелую женщину, внутренне сильную, независимую, осознавшую после десятка лет брака, что ей больше не нужна семья ник одиночество вдвоем с мужчиной, который в большей степени нуждается и постоянной опеке, заботе, сочувствии, помощи. Но драма Сары в трактовке актрисы заключается в том, что, уйдя из семьи, она не находит счастья и покоя на стороне и уже не может вернуть мужа, «подхваченного» более рис троп ной, энергичной и дальновидной соперницей.

«Женщина в расцвете лет» – так следовало бы назвать новое амплуа К. Тёрнер, перешедшей 35-летний рубеж. Ее «роковые женщины», мечтательные, но отважные «искательницы приключений», теперь стали женами, не желающими терять свою самостоятельность в браке, проявляющими властность натуры, упорство и даже упрямство, порой назло не только супругу, но и в ущерб себе. Печальный исход непременного утверждения главенствующей роли женщины в семье и в ее отношениях с мужчиной возможен как н драматическом варианте («Случайный турист»), так и в трагикомическом или в жанре «черной комедии».

В картине 1989 года «Война в семействе Роуз» актриса вновь выступает в дуэте с М. Дугласом. Для Барбары и Оливера Роуз наступила пора третьего пика разводов: дети выросли, муж преисполнен гордости, что немалые расходы семьи оплачивает именно он, а жена, все эти годы занимаясь домом, обставляя и приукрашивая его, начинает понимать, что способна на собственный бизнес и процветание – без равнодушного, невнимательного супруга. И М. Дуглас, и К. Тёрнер рискуют не понравиться консервативно настроенной публике, играя безжалостно мстящих друг другу, теряющих разум и человеческий облик героев. Привлекательная «условная злодейка» Мэтти Уокер из «Жара тела» покажется ангелом по сравнению с Барбарой Роуз, американской домохозяйкой, решившей стать независимой предпринимательницей, подлинной «хозяйкой жизни», владычицей своей судьбы.

Возможно, Кэтлин Тёрнер еще сыграет настоящую хищницу крупного бизнеса, создаст образ «Гордона Гекко в юбке», если вспомнить роль финансового дельца, исполненную ее партнером –- Майклом Дугласом – в фильме «Уолл-стрит». Героини актрисы становятся все менее придуманными и более реальными, укорененными в американской действительности рубежа 80–90-х годов. Конечно, это – другая Тёрнер, к которой еще надо привыкнуть, отказавшись от сформированных прежде впечатлений. Она прекрасна в своем непостоянстве, смене амплуа – и одновременно верности тем, с кем оказалась связана благодаря кино: Л. Каздану и У. Хёрту – в двух картинах, а М. Дугласу и Д. Де Вито – в трех.

С. КУДРЯВЦЕВ

17

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+