Чёрная дыра / Pitch Black (2000)
Другие названия: «Кромешная тьма» / «Чёрная тьма» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 109 минут.
Режиссёр Дэвид Туи.
Авторы сценария Джим Уит, Кен Уит, Дэвид Туи по сюжету Джима Уита и Кена Уита.
Композитор Грэм Ревелл.
Оператор Дэвид Эггби.
Жанр: фильм действия, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
2676-й год н.э. Транспортный космический корабль Hunter-Gratzner, на котором в числе прочих пассажиров находится особо опасный преступник Ричард Б. Риддик (Вин Дизель), терпит бедствие и совершает аварийную посадку на пустынную планету под названием Гадес. Чудом выжившие женщина-пилот Кэролин Фрай (Рада Митчелл), охотник за наградами Уильям Дж. Джонс (Коул Хаузер), имам Абу аль-Валид (Кит Дэвид), торговец антиквариатом Пэрис П. Огилви (Льюис Фитц-Джеральд), сбежавшая и выдающая себя за парня девушка-подросток Джекки (Райана Гриффит), поселенцы Джон Эзекиэл (Джон Мур) и Шэрон Монтгомери (Клаудия Блэк) должны найти Риддика, воспользовавшегося суматохой и скрывшегося. Однако вскоре всем им придётся схлестнуться с куда более опасным противником…
Также в ролях: Саймон Бёрк (Грег Оуэнс), Лес Чэнтери (Сулейман), Сэм Сэри (Хассан), Фирасс Дирами (Али).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.01.2014
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Дэвид Туи привлёк моё пристальное вниманию уже первыми самостоятельными постановками, «Замечательная поездка» /1992/ и «Прибытие» /1996/, которые, хотя и не пользовались зрительским спросом и не вызвали энтузиазма у большинства критиков, произвели впечатление крепко сделанных и во многих отношениях – новаторских научно-фантастических произведений. Тем радостнее было наблюдать за успехом1 (как уверяют, совершенно неожиданным) его третьей картины, по-прежнему остающейся вершинной у одарённого режиссёра и сценариста. Помимо прочего «Чёрная дыра2 имела огромное значение для карьеры Вина Дизеля, эффектно явившегося в обличии харизматичного и мускулистого антигероя в солнцезащитных очках – космического преступника, обладающего развитой интуицией, отличной реакцией, превосходными боевыми качествами, владеющего навыками пилота и, несмотря на суровую личную философию, не чуждого порывам высокого благородства. Но это стало, скорее, следствием художественных и зрелищных достоинств самой ленты.
Туи сделал полноценную заявку на создание собственной мифологии, потенциально – не менее мощной и оригинальной, чем, скажем, в сроднившихся киносериалах про хищников и чужих. Отвратительные на вид и смертельно опасные существа, становящиеся безраздельными хозяевами планеты-ловушки с пришествием мрака, пожирая всё живое, в том числе… себе подобных, оставляют наивным землянам немногим больше шансов! Однако авторы проницательно делают акцент всё же не на этих, как их окрестили люди, «демонах»: даже в столь, казалось бы, однозначной (возникшей объективно) ситуации стержневую роль продолжает играть тьма, сокрытая в человеческих душах. Дело не ограничивается персональными «скелетами шкафу» (допущенное малодушие, пристрастие к наркотикам и алкоголю и т.п.), которыми на поверку не обделены почти все члены экипажа, невольно – выставляющие Риддика в не столь чудовищном свете. Замечая на призыв имама отречься от атеистических взглядов, что человек, провёдший в неволе столько лет, априорно не может не верить в Бога, он тут же уточняет, что не питает к Всевышнему добрых чувств и рассчитывает исключительно на собственные силы. А главное, смело, широко раскрытыми (к тому же, способными видеть во мгле благодаря операции на зрачках) глазами взирает в гущу пугающих тайн, в самое «сердце тьмы». Если вдуматься, Туи продемонстрировал тот же завораживающий процесс трансформации прирождённого убийцы, словно со страниц трудов Чезаре Ломброзо, в ницшеанского сверхчеловека, что и Оливер Стоун, – но с принципиальной оговоркой: в отдельных, экстремальных ситуациях это может одарить решающим преимуществом. В «Хрониках Риддика» Туи и Дизель постараются вывести данный мотив на оперативный простор, вписать в исторический контекст, хотя и не вполне успешно.
.
__________
1 – При экономном бюджете $23 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $39,23 млн. и ещё $13,9 млн. – за рубежом.
2 – К сожалению, у нас устоялся именно этот, достаточно странный (в фильме нет и намёков ни на какую чёрную дыру!) вариант – вместо таких версий, как «Кромешная тьма» и плеоназм «Чёрная тьма».
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Продолжения: Хроники Риддика / The Chronicles of Riddick (2004) Риддик / Riddick (2013)
Добавить комментарий