Девушка с татуировкой дракона / The Girl with the Dragon Tattoo (2011)

Девушка с татуировкой дракона / The Girl with the Dragon Tattoo (2011): постерПолнометражный фильм.

США, Швеция, Норвегия.

Продолжительность 158 минут.

Режиссёр Дэвид Финчер.

Автор сценария Стивен Заиллян по роману Стига Ларссона.

Композиторы Трент Резнор, Аттикус Росс (премия «Грэмми», номинация на «Золотой глобус»).

Оператор Джефф Кроненвет (номинация на «Оскар»).

Премию «Оскар» получили Энгус Уолл, Кирк Бакстер (монтаж).

На премии «Оскар» также номинировались: Дэвид Паркер, Майкл Семаник, Рен Клайс, Бо Перссон (сведение звука), Рен Клайс (звуковой монтаж).

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Журналист Микаэль Блумквист (Дэниел Крэйг), проигравший судебный процесс против бизнесмена Ханса-Эрика Веннерстрёма (Ульф Фриберг) и приговорённый к выплате крупного штрафа, отвечает согласием на предложение Хенрика Вангера (Кристофер Пламмер). Ему предстоит найти следы внучатой племянницы магната по имени Харриет, исчезнувшей сорок лет назад. Микаэль раскапывает некоторую ценную информацию, однако в какой-то момент понимает, что нуждается в помощнике. Выбор падает на Лисбет Саландер (Руни Мара, премия «Оскар»), специалистку по сбору конфиденциальной информации.

Также в ролях: Стеллан Скарсгард (Мартин Вангер), Стивен Беркофф (Фроде), Робин Райт (Эрика Бергер), Йорик ван Вагенинген (Бьюрман), Джоэли Ричардсон (Анита Вангер), Джеральдин Джеймс (Сесилия), Горан Вишнич (Армански), Дональд Самптер (детектив Моррелл), Джулиан Сэндз (Хенрик в молодости), Эмбет Дэвидц (Анника), Карен Э. Райт (Магда Ловисон).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.11.2020

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Девушка с татуировкой дракона / The Girl with the Dragon Tattoo (2011): кадр из фильма
Девушка. С татуировкой

Находясь под сильным впечатлением от первой, шведской (точнее, созданной в сотрудничестве кинематографистов ряда европейских государств) экранизации романа Стига Ларссона из трилогии «Миллениум», во время просмотра голливудской версии я поневоле фиксировал в уме расхождения, на которые пошёл американский режиссёр. В данном случае говорить о чём-то принципиально новом, о стремлении полемизировать с коллегами в процессе повторного перевода литературного текста на язык киноискусства было бы, на мой взгляд, необоснованно. Тем не менее, к чести авторов, нельзя не признать, что увидел свет именно римейк, то есть в известной степени – самостоятельное произведение, солидный коммерческий успех которого (кассовые сборы составили $232,6 млн. при производственных затратах $90 млн.) является в целом заслуженным.

Девушка с татуировкой дракона / The Girl with the Dragon Tattoo (2011): кадр из фильма
Всё тайное становится явным

Дэвид Финчер и кинодраматург Стивен Заиллян, судя по всему, сознательно представили знакомых персонажей в несколько неожиданном свете, изменив экранные события и их последовательность если и не радикально, то, как минимум, в отдельных, бросающихся в глаза частностях. Допустим, опекун Нильс Бьюрман выведен подонком и извращенцем, пользующимся беззащитностью юной подопечной, но всё-таки – не откровенным садистом, избивающим девушку до полусмерти, а Дэниелу Крэйгу, несмотря на все старания1, непросто избавиться от шлейфа образа Джеймса Бонда. Или, скажем, Лисбет становится жертвой попытки кражи ноутбука в метро (не участницей случайно завязавшейся драки) и не отправляет Микаэлю электронного письма, удивлённо принимая журналиста в собственной квартире утром, в слегка пикантных обстоятельствах. Кроме того, в финале публику ждёт сюрприз, связанный с личностью разыскиваемой Харриет. Вот только многое ли это меняет – по высшему, гамбургскому счёту?

Девушка с татуировкой дракона / The Girl with the Dragon Tattoo (2011): кадр из фильма
Сложился тандем

Готов допустить, что зрителям, не видевшим фильм 2009-го года, новая киноверсия понравится – да и я, чего греха таить, посмотрел картину не без интереса. Досаднее, что постановщик, являющийся одним из лучших на «фабрике грёз» мастеров по созданию завораживающей атмосферы2, не отпускающей вплоть до заключительных кадров, пока детективная интрига не получит окончательного разрешения, уступает Нильсу Ардену Оплеву именно в данном отношении. А ведь располагал несоизмеримо более высоким (почти в семь раз!) производственным бюджетом. Не очень понятно, что помешало перенести действие в США, адаптировав перипетии к иному социальному контексту. Причина, думаю, в том и кроется, что Оплев лучше чувствует морально-этическую атмосферу родного общества, изобличая не только поступки одержимых «мужчин, которые ненавидят женщин» (воспользуемся дословным переводом названия романа), но и по-прежнему довлеющее над Швецией историческое проклятие. Приверженность нацистским идеям отдельных представителей местной элиты, гордящейся вкладом в развитие национальной экономики (к счастью, их влияния не хватило, чтобы втянуть страну в войну на стороне Третьего рейха), на поверку – сродни мании законченного религиозного фанатика. В обоих случаях в основе – узурпированное право распоряжаться судьбами других, «неполноценных» людей… Финчера же больше заинтересовал, вероятно, другой аспект книги – глобализированное, тонущее в информационных потоках настоящее, когда любые загадки, оставленные правосудием неразрешёнными, могут быть разгаданы в разумный срок. Наступило время, когда всё тайное становится явным.

.

__________
1 – Актёр рассказывал, что специально для роли набирал вес, стараясь выглядеть «обычным интеллигентом», а не бесстрашным секретным агентом в штатском.
2 – Очередным подтверждением чему послужила «Социальная сеть» /2010/, по формальным жанровым признакам – типичная судебно-производственная драма.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+