Дьяволы / The Devils (1971)

Дьяволы / The Devils (1971): постерПолнометражный фильм (награда за лучший иностранный фильм на Венецианском МКФ).

Другие названия: «Луденские дьяволы» / «Луденские бесы» / «Дьяволы из Лудена» / «The Devils of Loudun», «Бесы» (вариант перевода названия), «Фильм Кена Расселла «Дьяволы» / «Ken Russell’s Film of The Devils» (Великобритания: расширенное название).

Великобритания.

Продолжительность 111 минут (отреставрированная версия – 117 минут).

Режиссёр Кен Расселл.

Автор сценария Кен Расселл по книге Олдоса Хаксли и пьесе Джона Уайтинга.

Композитор Питер Максвелл Дэвис.

Оператор Дэвид Уоткин.

Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм

Краткое содержание
Сестра Жанна от Ангелов (Ванесса Редгрейв), настоятельница монастыря урсулинок, расположенного в Лудене, заявляет духовнику, что её совращает дьявол, являющийся в обличии Урбена Грандье (Оливер Рид) — священника, который, несмотря на распутный образ жизни, пользуется высоким авторитетом у земляков за то, что истово отстаивает интересы города. Инцидентом спешит воспользоваться кардинал Ришелье (Кристофер Лог), убеждающий короля Людовика XIII (Грэм Армитаж), что следует взять под жёсткий контроль населённый пункт, где вольготно чувствуют себя приверженцы протестантизма. Для проведения сеанса массового экзорцизма туда прибывает святой отец Пьер Баррэ (Майкл Готард), наделённый широкими полномочиями.

Также в ролях: Дадли Саттон (Барон де Лобардемон), Макс Эдриан (Ибер), Джемма Джонс (Мадлен), Мюррей Мелвин (святой отец Миньон), Брайан Мерфи (Адам), Джорджина Хейл (Филипп Тринкан), Джон Вудвайн (Тирнкан).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.02.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дьяволы / The Devils (1971): кадр из фильма
С молитвами к Всевышнему

В истории киноискусства «Дьяволы» заняли крайне сомнительное место – среди первых так называемых «нансплотаторских»1 кинолент, сочетающих живописание быта духовных лиц, в первую очередь монахинь, с разного рода «запретными» и пикантными темами. Скверная репутация фильма, получившего и в Соединённом Королевстве, и за океаном максимально строгий рейтинг X, подвергавшегося серьёзным купюрам, а в ряде стран – запрещённого, сохраняется по сию пору. Так, начинание кинокритика Марка Кермода, уже в новом столетии ратовавшего за выпуск расширенной версии, не нашло понимания у руководства Warner Bros. (в отличие от сотрудников Британского киноинститута). Не в пользу создателей свидетельствуют и жалобы участниц массовки, появляющихся на экране в обнажённом (частично или полностью) виде, на сексуальные домогательства со стороны статистов-мужчин. Даже выкидыш, случившийся у Ванессы Редгрейв во время съёмок, наверняка найдутся желающие объявить предостережением свыше, притом что актриса позже называла ленту одной из самых значимых (наряду с антивоенной «Атакой лёгкой кавалерии» /1968/ Тони Ричардсона) из числа тех, где ей довелось играть. К слову, не менее высоко ценил свою роль и Оливер Рид. Насколько справедливо предвзятое отношение? И неужели зрительский успех, особенно в Европе, где кассовые сборы составили порядка $8-9 млн. (в США и Канаде – в пределах $2 млн.), объясним исключительно налётом скандальности?..

Дьяволы / The Devils (1971): кадр из фильма
Точно за решёткой

Кена Расселла, конечно же, не уподобишь невинным жертвам заказных инквизиторских процессов. В оправдание режиссёр уверял, что сам являлся истовым католиком и что снимал отнюдь не «порнографический», а политический (единственный политический за долгую карьеру) фильм. В искренности его слов, пожалуй, нет повода сомневаться, хотя творец явно не мог не предвидеть реакции на наиболее эпатажные (находящиеся за гранью хорошего вкуса) кадры. Мало того, рискну утверждать, что именно в части политической (и идеологической) остроты «Дьяволы» уступают тематически созвучным историческим драмам, увидевшим свет в социалистических государствах: польской «Матери Иоанне от ангелов» /1961/ Ежи Кавалеровича и чехословацкому «Молоту ведьм» /1970/ Отакара Вавры. И всё-таки отрицать незаурядную художественную силу расселловской постановки было бы лукавством. Кен не для прикрытия или отвода глаз положил в основу сценария книгу «Луденские бесы» /1952/, ранее, в 1960-м году, адаптированную Джоном Уайтингом для сцены2. Олдос Хаксли, обратившись к жанру документальной прозы, не просто обличал злоупотребления церковных сановников, обрисовывая механизмы борьбы за власть, интриги, манипулирование общественным мнением – и проводя прямые параллели с современностью (с реалиями по обе стороны «железного занавеса»). Сочинение насыщено достаточно глубокими размышлениями о человеческой природе как таковой – и о попытках её строгого обуздания. Попытках тщетных и зачастую преступных.

Дьяволы / The Devils (1971): кадр из фильма
Чувства грешника

В общем и целом Расселл со сложной задачей справился. Ему удалось исчерпывающе раскрыть политическую подоплёку событий, последовавших за шокирующими признаниями обитательниц монастыря урсулинок, не очень-то и сопротивлявшихся тому, чтобы стать марионетками в руках всесильного Ришелье. Ряд метких деталей и уничижительных характеристик (Людовик XIII развлекается, охотясь на «пташек» – наряженных в птичьи костюмы протестантов, кардинала возят по святой обители на персональной каталке и т.д.) придаёт яркому зрелищу чёткий сатирический окрас. Обличительные же речи Грандье на суде исполнены возвышенного пафоса. Получается парадоксальная ситуация, когда грешник, подвергнутый страшному наказанию (физическим истязаниям и мощному психологическому прессингу), превратился в праведника, более того, в мученика, не отрекающегося от веры и от истины даже на костре. Жанна от ангелов отдалась на растерзание бесам не тогда, когда заочно воспылала страстью к священнику-распутнику; Урбен верно угадал причину истерии – постоянное укрощение плоти и подавление порочных мыслей, усугублённые комплексами на почве телесного изъяна (горба). Добровольно превратиться в инструмент претворения в жизнь чужой злой воли – вот истинная дьявольщина! Отдавая должное таланту и Рида, и Редгрейв, тем не менее не могу не отметить, что едва ли не самый запоминающийся образ воплотил Майкл Готард, а ведь типаж святого отца Барре неслучайно не соответствует расхожим представлениям о борцах с ересью – представлениям как адептов христианской церкви, так и ярых антиклерикалов.

.

__________
1 – Термин сконструирован из сочетания английских слов «nun» и «exploitation».
2 – Пьеса, также указанная в титрах в качестве первоисточника, получила менее лестный отзыв кинематографиста.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Цыркун Н. Англия // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 03. – С. 38-40.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+