Филадельфийский эксперимент / The Philadelphia Experiment (1984)
Другие названия: «Секретный эксперимент» (СССР: кинопрокат), «Эксперимент в Филадельфии» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 102 минуты.
Режиссёр Стюарт Рэффил.
Авторы сценария Майкл Джановер, Уильям Грей по сюжету Уоллеса С. Беннетта и Дона Джейкоби и на основе книги Чарльза Берлица и Уильяма Л. Мура.
Композитор Кеннет Уоннберг.
Оператор Дик Буш.
Жанр: приключенческий фильм, драма, мелодрама, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Октябрь 1943-го. Под руководством доктора Джеймса Лонгстрита (Эрик Кристмас) проводится секретный эксперимент над эсминцем ВМС США Eldridge, цель которого — сделать корабль невидимым для радаров. Результаты опыта превосходят самые смелые ожидания: эскадренный миноносец огромных пропорций исчезает. Моряки Дэвид Хердег (Майкл Паре) и Джим Паркер (Бобби Ди Чикко), попав в образовавшийся электромагнитный туннель, перемещаются в будущее — в 1984-й год.
Также в ролях: Нэнси Аллен (Эллисон Хэйс), Ральф Манза (пожилой Джим), Дебра Тройер (Памела Паркер), Луиз Латэм (пожилая Пэмела), Стивен Тоболовски (Барни), Майлз Макнамара (доктор Джеймс Лонгстрит в молодости).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.09.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Руководство AVCO Embassy Pictures предложило Джону Карпентеру лично осуществить постановку этого фильма, однако начинающий, но уже зарекомендовавший себя режиссёр убедил санкционировать съёмки «Побега из Нью-Йорка» /1981/. В итоге он остался в проекте, запущенном в реализацию позже и силами другой кинокомпании – New World Pictures, на правах исполнительного продюсера, притом что Стюарт Рэффил настоял на внесении существенных изменений в сценарий. Американские зрители, заинтригованные городской легендой, овладевшей массовым сознанием ещё в середине 1950-х, встретили кинопроизведение с любопытством, но всё же без восторга. Кассовые сборы в размере $8,1 млн. оказались явно ниже ожиданий1, раз картину очень быстро (гораздо быстрее, чем тогда было принято) выпустили на видеокассетах. «Последний отсчёт» /1980/ Дона Тейлора, не говоря уже про триумфальное земекисовское «Назад в будущее» /1985/, смотрели охотнее! Мало того, и в СССР по итогам сезона 1986-го посещаемость ленты составила 17,3 млн. человек, то есть несравненно меньше, чем у язвительной польской «Секс-миссии» /1984/ (в адаптированном варианте – «Новые амазонки»), тоже ведь описывающей ситуацию с визитом двух мужчин в грядущее. Тем не менее «Филадельфийский эксперимент» не был предан забвению, получив не только бездарное продолжение, но и телевизионный ремейк, где также отметился Майкл Паре (правда, в другой роли).
В ведомственном (предназначавшемся для ответственных сотрудников кинопроката, не для рядовых читателей) печатном издании «Новые фильмы» рекомендовалось широко использовать ленту Рэффила в контрпропагандистской работе – делать упор на критический посыл и на меткие наблюдения сатирического толка. И действительно, узнавание Хердегом Рональда Рейгана, знакомого по дешёвым вестернам и драмам, выглядело забавно, как и вообще реакция товарищей на многое: от транслируемого по телевидению эротического хоррора и эпатажной внешности парочки панков до вести о том, что немцы с японцами теперь стали союзниками США, а русские – противниками. Не вызывает сомнения искренность антиимпериалистического пафоса, поскольку Дэвида с Эллисон преследуют (особенно после того, как Джим исчез с больничной койки на глазах у изумлённого врача и медсестёр) с отнюдь не дружественными намерениями. Да и угрожающе растущая гигантская воронка, появившаяся в результате безответственных опытов учёных из ВПК, куда как красноречива… Правда, гость из военного прошлого в итоге сам пришёл туда, куда его хотели доставить, – к доктору Лонгстриту, озадачивающему моряка фразой, что тому хочешь не хочешь придётся спасать планету. Было бы преувеличением утверждать, будто авторам удалось сказать новое слово в экранной научной фантастике, а ряд технических решений (в том числе визуальные эффекты, иллюстрирующие сложный физический процесс), вскоре устарели. У «Филадельфийского эксперимента», естественно, не было ни малейших шансов одержать победу на кинофестивале в Авориазе, где Гран-при тогда взял «Терминатор» /1984/ – вовсе не потому, что у Джеймса Кэмерона перемещались в настоящее из XXI века. И всё же нельзя не отдать должного режиссёру в умении увлекательно выстроить действие, не забыв о романтике: Хердег решает вернуться назад в будущее – к своей спасительнице мисс Хейс, которую успел полюбить.
.
__________
1 – Производственный бюджет составил, по разным данным, от $6,4 млн. до $9 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий