Флэш Гордон / Flash Gordon (1980)

Флэш Гордон / Flash Gordon (1980): постер

Полнометражный фильм.

Другое название: «Флеш Гордон» (вариант перевода названия).

Великобритания, США.

Продолжительность 111 минут.

Режиссёр Майк Ходжес.

Авторы сценария Лоренцо Семпл-мл. на основе персонажей Алекса Рэймонда в адаптации Майкла Эллина.

Композитор Ховард Блейк, звучит музыка группы Queen.

Оператор Гилберт Тейлор.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика

Краткое содержание
Доктор Ганс Зарков (Тополь) оказывается единственным учёным Земли, который понимает: то, что все склонны считать обрушившимся на нашу планету стихийным бедствием, является действием могущественной космической силы. Заманив на сконструированную ракету случайных гостей, игрока New York Jets Флэша Гордона (Сэм Дж. Джонс) и журналистку Дейл Арден (Мелоди Андерсон), он решается на отчаянный шаг ради спасения человечества — отправляется на встречу с врагом. Император Минг Беспощадный (Макс фон Сюдов) принимает землян не слишком приветливо…

Также в ролях: Орнелла Мути (принцесса Аура), Тимоти Далтон (принц Барин), Брайан Блессед (принц Вултан), Питер Уайнгрейд (Клайтус), Марианждела Мелато (Кала), Джон Осборн (арборианской жрец), Ричард О’Брайен (Фико), Филип Стоун (Зоги, верховный жрец), Уильям Хуткинс (Мансон), Робби Колтрейн (человек на аэродроме), Питер Данкан (отрок, проходящий обряд инициации), Вива (киферианская девушка), Кенни Бейкер (лилипут).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.11.2016

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Флэш Гордон / Flash Gordon (1980): кадр из фильма
Минг с очаровательной дочерью

Стараниями неугомонного медведя Теда этот фильм, сравнительно неплохо (хотя всё равно – хуже, чем ожидалось1, из-за чего даже отказались от идеи снять трилогию) встреченный широкой публикой и долгое время находившийся в «культовом» статусе, получил дополнительную известность. Сет МакФарлейн, в принципе, верно охарактеризовал суть замысла. С одной стороны налицо эксплуатирование моды на космическую тематику2 и на кинокомиксы, а с другой – желание выставить картину образчиком современного искусства, позволяющим интеллектуалам насладиться броскими, причудливыми, чуть ли не психоделическими образами и обстоятельной стилизацией под ретрофутуризм. В некоторые моменты сложно отделаться от ощущения, как поразительно новый Флэш (между прочим, на роль активно претендовал Арнольд Шварценеггер, которому помешал сильный акцент) напоминает… существо, вызванное к жизни доктором Фрэнк-Н-Фертером, и присутствие Ричарда О’Брайена косвенно свидетельствует: наверное, неспроста. Естественно, Сэм Дж. Джонс, впоследствии ушедший на телевидение и в дешёвые боевики, не сможет отказать себе в удовольствии, ещё раз по такому поводу осветлив волосы, вновь окунуться в беззаботную атмосферу начала 1980-х с безумными вечеринками и безудержным весельем.

Флэш Гордон / Flash Gordon (1980): кадр из фильма
Супергерой и поклонница

Глупо спорить с тем, что лента получилась бы лучше, если б постановку всё-таки осуществил мастер уровня Федерико Феллини, Николаса Роуга или Серджо Леоне. Стиль Майка Ходжеса, к сожалению, не идеально гармонирует с буйной фантазией выдающегося художника-постановщика Данило Донати, сотворившего причудливый (дивный!) новый мир, стонущий под игом суровой тирании. Да и попытка придать повествованию злободневный политический подтекст (ответственным за фрагмент с потоком воспоминаний доктора Заркова, приговорённого к промыванию мозгов, выступил документалист Денис Постл), вложив в уста Минга слова одобрения политики Адольфа Гитлера, не слишком удачна. Даже игра Макса фон Сюдова, совершенно неузнаваемого в сложном гриме и в замысловатом костюме (весившем свыше тридцати килограммов, из-за чего актёр мог носить его всего по несколько минут), не позволила придать режиссуре достаточную – вселенскую! – монументальность. Действие мечется между фэнтези (линию тонко чувствует Тимоти Далтон в образе благородного принца Барина) и научной фантастикой. И лишь в те моменты, когда бесстрашный Гордон, «звезда» американского футбола с обострённым чувством справедливости, решительно направляется на врага, вдохновляя своим примером соратников, всё резко преображается – благодаря блестящей музыке Queen. Это тот случай, когда написанные и исполненные группой песни, включая заглавную, давшую кинопроизведению лейтмотив, не только не позволили ленте устареть, но и зажили самостоятельной жизнью, упрочив славу популярного коллектива. И, если уж говорить о ретрофутуризме, «Флэш Гордон» вчистую проигрывает замечательному (стильному, насыщенному самыми разными цитатами и аллюзиями) видеоклипу на композицию Radio Ga Ga, где были частично использованы кадры из старого шедевра Фрица Ланга о безотрадном Метрополисе.

.

__________
1 – При бюджете $20 млн. кассовые сборы в заокеанском прокате составили $27,1 млн., в Великобритании – £14 млн.
2 – К тому же, Джордж Лукас изначально хотел снять именно римейк версии 1936-го года (права успел выкупить Дино Де Лаурентис), а не «Звёздные войны» /1977/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Фильм – лексикон жанра // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 120-125.
Вяткин Андрей. В мире звёздных войн // Советский экран. – 1990, № 5. – С. 28-29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+