Голубой ангел / Der Blaue Engel (1930)
Марлен о себе // Советский экран. – 1991, № 18. – С. 10.
Великая Марлен Дитрих редко дает интервью. Жизнь она ведет настолько замкнутую, что, когда появляются в печати сообщения о ней, многие удивляются: «Разве она еще жива?» А между тем. несмотря на свой более чем почтенный возраст (она родилась в 1901 году), актриса помнит многое и обладает острым умом. О чем свидетельствует ее интервью парижской «Фигаро».
– Как вы попали на театральную сцену?
– Одна из моих подруг посещала знаменитую театральную школу Макса Рейнхгардта. Музыкальное образование позволило мне поступить туда. Занятия языками и латынью в лицее весьма пригодились при постановке речи. Через год нас распределили по разным театрам Рейнхгардта. И вскоре мне удалось получить роль в музыкальной комедии «Это витает в воздухе».
– В конце 20-х годов в кинематограф пришел звук. Пришлось ли вам тогда менять стиль игры? Или все прошло очень просто?
– «Голубой ангел» был первым звуковым фильмом студии «УФА». Режиссера фон Штернберга отправили даже в командировку в Голливуд. так что он приобрел некоторый опыт по части звукового кино. Меня же появление звука нисколько не волновало, ибо мне не составило труда свободно говорить с вульгарным акцентом, как того требовала роль.
– По роли вам пришлось сбросить с верхней ступеньки лесенки своему партнеру Эмилю Яннингсу свои штанишки. Сознавали ли вы, что этот жест станет в дальнейшем эротическим символом?
– Разумеется, ничуть! Я просто сделала то, что меня просили сделать.
– Было ли неожиданным для вас предложение поехать в США?
– Нет. предложение подписать контракт в Голливуде мне сделал фон Штернберг. В Германии у меня больше не было ролей. Я сообщила ему, что свободна.
– В своих мемуарах вы писали. какое воздействие оказал на вашу жизнь и мышление фон Штернберг. Это был любезный человек или тиран? Был он умным или жил интуицией?
– Я молилась на него Мое преклонение перед его умом, пониманием человека было безгранично. С детства меня приучили к повиновению, и он восхищался моей дисциплинированностью в работе.
– Ваши американские роли резко, чисто физически отличаются от немецких. В «Голубом ангеле» вы играли олицетворение неотразимой плоти. Образы, сыгранные вами в Голливуде, полны тайны. Это отвечало вашим намерениям или было режиссерской волей?
– Но ведь именно такое разнообразие и делает актрису! В одном фильме вы играете вульгарную девку, в другом – элегантную даму. Своим поведением, интонацией вы создаете контрастные образы. Пока я играла в «Голубом ангеле» девицу с первого этажа, каждый вечер на сцене театра я представала в образе светской женщины.
– Были ли у вас стычки с режиссерами?
– Я была слишком хорошо воспитана. чтобы устраивать сцены. За исключением Фрица Ланга, все режиссеры, с которыми я работала, становились моими друзьями – Фрэнк Борзедж. Рене Клер. Билли Уайлдер.
– Вы сыграли много ролей, подчеркивая в них сексуальность ваших героинь. В Голливуде у вас не было желания играть другие роли?
– Поначалу я выполняла все желания фон Штернберга – он был моим мастером. Я же была в его руках счастливой марионеткой.
– Ваше мнение о Чаплине?
– Я никогда с ним не снималась. Но мы были знакомы в жизни он вовсе не был смешным. Он слишком любил, слишком обожал самого себя и свой успех. Он никак не притягивал меня к себе.
– Кого из звезд своего времени вы считаете настоящими актрисами?
– Джоан Кроуфорд. Кэрол Ломбар. Джин Харлоу. Бетт Дэвис. Что касается неактрис, откройте любую книгу по истории кино.
– Что вы думаете сегодня об Этел Бэрримор, Мирне Лоу?
– Это были милые и заурядные дамы. Ни одна из них не походила на свои роли. Они изображали таинственность. а не жили ею.
– Можете ли вы сказать несколько приятных или неприятных слов о Бетт Дэвис?
– Я мало знала ее. Думаю, что некоторые вещи, сказанные о ней, справедливы. Например: «С ней было нелегко договориться».
Перевел А. БРАГИНСКИЙ
10
Добавить комментарий