Кошачий глаз / Cat’s Eye (1985)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Глаз кота» / «Глаз кошки» (варианты перевода названия), «Кошачий глаз» Стивена Кинга» / «Stephen King’s Cat’s Eye».
США, Нидерланды.
Продолжительность 94 минуты.
Режиссёр Льюис Тиг.
Автор сценария Стивен Кинг.
Композитор Алан Сильвестри.
Оператор Джек Кардифф.
Жанр: комедия, фильм ужасов, триллер
Краткое содержание
Внемля подсознательной мольбе о помощи, исходящей от маленькой девочки (Дрю Бэрримор), кот окраса табби-макрель немедленно устремляется к ней. Однако прежде, в Нью-Йорке, он попадает в руки к сотрудникам загадочной корпорации, помогающей людям навсегда завязать с курением, суровые методы которой придётся оценить Дику Моррисону (Джеймс Вудс). В Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, кота заманивает Кресснер (Кеннет МакМиллан), задумавший жестоко отомстить Джонни Норрису (Роберт Хейз) — любовнику своей жены, тренеру по теннису и заядлому игроку. Наконец, отважный четырёхлапый путешественник попадает в город Уилмингтон, штат Северная Каролина, куда Аманда (Дрю Бэрримор), не догадывающаяся о грозящей опасности, только что переехала с родителями. Действие условно разделено на три части: «Корпорация «Бросайте курить» (Quitters, Inc.), «Карниз» (The Ledge) и «Генерал» (The General).
Также в ролях: Алан Кинг (доктор Вини Донатти), Кэнди Кларк (Сэлли Энн), Джеймс Нотон (Хью), Тони Мунафо (Джанк), Курт Миллер (мистер МакКэнн), Рассел Хортон (мистер Милкветост), Мэри Д’Арси (Синди), Джеймс Ребхорн (пьяный бизнесмен), Джек Диллон (мусорщик), Чарльз С. Даттон (Дом).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.10.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Резонно предположить, что Стивен Кинг был двумя руками за кандидатуру Льюиса Тига – режиссёра фильма, который писатель, по слухам, признал лучшей из всех экранизаций своей прозы. Это косвенно подтверждает остроумный эпизод, когда странствующий кот попадает в поле зрения разъярённого пса, подозрительно напоминающего бешеного сенбернара по кличке Куджо, – и вынужден, покуда цел, стремглав убегать. А вот, скажем, показываемую по телевизору «Мёртвую зону» /1983/ Дик удостаивает нелестного отзыва… Впрочем, лишь третья, заключительная часть действия может по стилистике напомнить предыдущую тиговскую постановку. Зловещий тролль, прячущийся в стене детской комнаты, откуда выбирается ночью, чтобы… украсть дыхание мирно спящей девочки, способен не на шутку напугать, особенно детскую1 аудиторию. Карло Рамбальди, сотворивший, как помним, и доброго инопланетянина, с которым общалась другая героиня Дрю Бэрримор, постарался на славу! Но как раз современная сказка о спасении бедняжки Аманды кажется наименее удачной и выбивается из сложившегося ритма повествования.
В историях, развёртывающихся соответственно в Нью-Йорке и Атлантик-Сити (основанных на одноимённых рассказах, вошедших в сборник «Ночная смена» /1978/), доминирует, что ни говори, «чёрный юмор». Да, мистер Моррисон не отличается силой воли, но, взявшись за решение частной проблемы (избавиться от тяги к никотину), неожиданно сталкивается с куда более серьёзными трудностями. Сотрудники Quitters, Inc. действуют хорошо зарекомендовавшими себя методами мафии (что как раз не удивит, если принять во внимание личность основателя, скончавшегося от рака лёгких), исходя из известного принципа физиологии и психологии: нужен достаточно мощный стимул. Если поначалу клиент ещё надеется схитрить, обмануть, избежать наказания, то после того, как убеждается, что расплата неизбежна, вынужден признать действенность мер (и готов произнести тост за корпорацию). Вот только… кто сказал, что после расставания с сигаретами кошмар закончится? К схожим, парадоксальным выводам подводит и участь криминального авторитета Кресснера, задумавшего страшную месть для неверной супруги и особенно – для её любовника. Норрису стоит неимоверного напряжения не свалиться с узкого карниза. Но ещё страшнее сюрприз ждёт Джонни по завершении испытания… Другое дело, что, загнанный в угол и доведённый до крайности, человек способен на отчаянный поступок – и мучитель поменяется с жертвой местами! Стивен, по праву считающийся крупным специалистом по нагнетанию страха, причём страха глубинного, уходящего корнями в бездны подсознания, раскрывается также знатоком людской натуры – моралистом, философствующим о причинах деяний, совершаемых индивидами подчас совершенно без понимания пагубных последствий.
.
__________
1 – Картина первой из киноверсий кинговских произведений получила рейтинг PG-13 и, заметим, неплохо прошла в прокате, собрав $13,1 млн. при бюджете $7 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. Стивен Кинг – король ужасов // Советский экран. – 1990, № 12. – С. 28-29.
Добавить комментарий