Квартира / The Apartment (1960)
Полнометражный фильм (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другое название: «Апартаменты» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 125 минут.
Режиссёр Билли Уайлдер (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).
Автор сценария Билли Уайлдер, И.А.Л. Даймонд (премия «Оскар»).
Композитор Адольф Дойч (номинация на «Грэмми»).
Оператор Джозеф ЛаШель.
Также премию «Оскар» получили: Александр Траунер, Эдвард Г. Бойл (художники-постановщики), Дэниел Мэнделл (монтаж).
Также на премию «Оскар» номинировался Гордон Сойер (звук).
Жанр: комедия, драма, мелодрама
Краткое содержание
Кэлвин Клиффорд Бакстер (Джек Леммон, «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), рядовой сотрудник крупной нью-йоркской страховой компании, нашёл остроумный способ добиться продвижения по карьерной лестнице. Он одалживает для свиданий с женщинами квартиру, которую снимает в Верхнем Вест-Сайде, тем из начальников, кто может помочь с повышением по службе. Тактика себя оправдывает. Остаётся сделать самую малость — оказать аналогичную услугу управляющему по кадрам Джеффу Д. Шелдрейку (Фред МакМюррей). К несчастью, тот тайно встречается с Фрэн Кубелик (Ширли МакЛейн, «Золотой глобус», «Кубок Вольпи» Венецианского МКФ и номинация на «Оскар»), трудящейся оператором лифта, в которую Бакстер влюблён…
Также в ролях: Рэй Уолстон (Джо Добиш), Джек Крушен (доктор Дрейфус), Дэвид Льюис (Эл Киркеби), Хоуп Холидей (миссис Мэрджи МакДугал), Эди Адамс (мисс Олсен), Джоан Шоули (Сильвия), Наоми Стивенс (миссис Милдред Дрейфус), Джонни Севен (Карл Матюшка), Джойс Джеймсон (блондинка в баре), Уиллард Уотерман (мистер Вандерхоф), Дэвид Уайт (мистер Эйхельбергер)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.01.2022
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В свете триумфа музыкальной комедии «В джазе только девушки» /1959/ никого не удивило желание Билли Уайлдера вновь пригласить Джека Леммона, доверив одарённому артисту, правда, куда менее эксцентричную партию. А вот к просьбе Мэрилин Монро, признавшейся на одной из голливудских вечеринок, что страстно желает воплотить образ мисс Кубелик, режиссёр остался глух – и кое-кто даже усмотрел в появляющейся в фильме заядлой тусовщице, внешне подозрительно напоминающей секспильную кинозвезду, злую карикатуру на неё. Между тем Ширли МакЛейн тоже никогда не чуждалась сумасбродных ролей, прибегала чуть ли не к элементам клоунады, не боялась, когда надо, выглядеть вульгарной, а с другой стороны – обладала ярко выраженным драматическим талантом. И актрисе, пожалуй, больше не доводилось быть на экране столь же проникновенной, по-женски беззащитной и очаровательной. Леммону не пришлось детально изображать любовные страдания, усугубляемые щекотливым положением, чтобы мы поняли, какие сильные и глубокие чувства Кэлвин Клиффорд, предпочитающий полному имени инициалы Си.Си. или прозвище «Бад», питает к коллеге, заслужившей репутацию неприступной скромницы. Иначе мы бы просто не поверили, что Бакстер способен совершить столь смелый (по сути, перечёркивающий всё, к чему одержимо стремился!) поступок…
Давние соратники писали сценарий, держа в уме обстоятельства громкого скандала: агент Дженнингс Лэнг, застреленный продюсером Уолтером Вангером, пользовался для романтических уединений с Джоан Беннетт (женой своего ревнивого убийцы) квартирами подчинённых. И, кстати, отчаянный жест Кубелик, которая, оскорблённая до глубины души подарком (точнее, стоимостным эквивалентом подарка в размере ста долларов), решила свести счёты с жизнью, приняв смертельную дозу снотворного, был навеян подлинным происшествием, о котором И.А.Л. Даймонду поведал один из друзей. Впрочем, соавторы лишь оттолкнулись от фактов, блестяще продемонстрировав в очередной раз, какая мощная обобщающая сила присуща искусству. Уже из рассуждений Бада о неохватном Нью-Йорке напрашивается вывод, что Бакстер – типичный «маленький человек». Он приехал покорять мегаполис, но прекрасно понимает, что обречён на прозябание и отсутствие радужных перспектив – что рискует с головой затеряться в толпе (на улице или же в офисе, вмещающем десятки, сотни, тысячи работников). Хотя изначально Билли «видел» в обличии Шелдрейка Пола Дугласа (увы, скончавшегося от сердечного приступа в сентябре 1959-го), присутствие Фреда МакМюррея кажется знаменательным. Перекличка с уайлдеровской «Двойной страховкой» /1944/ напрашивается не по той причине, что страховая компания вновь стала местом совершения особо тяжкого преступления. Достаточно и того, что в обоих случаях речь идёт о мучительных компромиссах с совестью, отзывающихся гулким эхом. Об обмане окружающих, но и не в последнюю очередь самого себя, за который хочешь не хочешь придётся однажды расплачиваться.
«Квартира» могла получиться очередной «комедией положений», в тысячный раз обыгрывающей неисчерпаемую тему адюльтера. И действительно, требовалось безукоризненное чувство меры и вкуса, чтобы не удариться в пошлость, например, в сценах, когда Бакстера принимают за неисправимого гуляку и развратника соседи, уставшие от вечного шума. Доктор Дэвид Дрейфусс1, наблюдающий за тем, как молодой человек избавляется от очередной груды пустых бутылок из-под спиртного, даже просит его завещать тело науке – после смерти, которая не заставит себя ждать при таком-то весёлом бытовании… Местами на сеансе трудно удержаться от смеха, подчас – одерживают верх сантименты, грозящие довести чувствительную часть аудитории до слёз. Однако чем чётче обрисовывается конфликт, тем основательнее погружаешься в раздумья о по-настоящему важных вещах в жизни. Пресловутый ключ от квартиры, где, в пику Остапу Бендеру, не лежат деньги и где вообще нет никаких дорогих вещей, тем не менее символизирует собой то самое ценное, чем индивид не должен поступаться или торговать. Трогательный хеппи-энд служит достойным вознаграждением за принятие сей нехитрой истины… Без всего этого успеха на церемонии награждения премиями «Оскар» и «Золотой глобус» точно бы не последовало2, но и широкая публика, убеждён, считывала посыл незаурядного произведения. При бюджете $3 млн. прокатная плата составила $6,68 млн., обеспечив ленте восьмое место по итогам года. Жаль, не удалось найти сведений о посещаемости «Квартиры» в советском кинопрокате (в сезоне 1970-го).
.
__________
1 – Любопытно, что руководство киностудии настаивало на кандидатуре легендарного комика Граучо Маркса, с чем режиссёр категорически не согласился.
2 – А вот на Венецианском МКФ отметили лишь игру МакЛейн – «Золотой лев» ушёл драме «Переход через Рейн» /1960/ Андре Кайата.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий