В джазе только девушки / Some Like It Hot (1959)
Полнометражный фильм (премия «Золотой глобус».
Другие названия: «Некоторые любят погорячее» / «Некоторые предпочитают это в темпе» (варианты перевода названия), «Не сегодня, Джозефина!» / «Not Tonight, Josephine!» (рабочее название).
США.
Продолжительность 121 минута.
Режиссёр Билли Уайлдер (номинация на «Оскар»).
Авторы сценария Билли Уайлдер и И.А.Л. Даймонд (номинация на «Оскар») по сюжету Роберта Тёрена и Михаэля Логана.
Композитор Адольф Дойч (премия «Грэмми» за лучший саундтрек).
Оператор Чарльз Лэнг (номинация на «Оскар»).
Премию «Оскар» получил Орри-Келли (художник по костюмам чёрно-белого фильма).
На премию «Оскар» также номинировались Тед Хэворт, Эдвард Дж. Бойл (художники-постановщики чёрно-белого фильма).
Жанр: комедия, музыкальный фильм, мелодрама
Краткое содержание
Чикаго, холодная зима 1929-го года. Саксофонист Джо (Тони Кёртис) и контрабасист Джерри (Джек Леммон, «Золотой глобус» и номинация на «Оскар») становятся нечаянными свидетелями резни, учинённой криминальным авторитетом Коломбо «Белые Гетры» (Джордж Рафт) — убийства полицейского информатора Чарли «Зубочистки» (Джордж Э. Стоун) и ещё нескольких типов в придачу. На фоне подобных неприятностей блекнут даже вечные материальные трудности товарищей… Единственный способ спастись — выдать себя за женщин, с именами соответственно Джозефина и Дафна, и записаться в ансамбль «Великосветский джаз красотки Сью», отправляющийся на гастроли в солнечную Флориду. Приятели чувствуют себя в дамских одеяниях неуютно, но неудобства до определённой степени компенсирует знакомство с очаровательной Даной Ковальчик по прозвищу «Душечка» (Мэрилин Монро, «Золотой глобус»), виртуозно играющей на укулеле и замечательно поющей.
Также в ролях: Пэт О’Брайен (детектив Маллиген), Джо Э. Браун (Осгуд Филдинг III), Нехемия Персофф («Маленький Бонапарт»), Джоан Шоли (Красотка Сью), Дейв Барри (Байнсток), Беверли Уиллс (Долорес), Майк Мазурки (подручный Коломбо), Гарри Уилсон (Подручный Коломбо), Барбара Дрю (Нелли), Эдвард Г. Робинсон-младший (Джонни Пэрэдайз), Тито Вуоло (Моцарелла, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.03.2021
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Советские граждане получили возможность от души посмеяться – в 1958-м – ещё над западногерманской комедией с похожей фабулой («Фанфары любви» /1951/ Курта Хофмана), являвшейся в свою очередь римейком одноимённой довоенной французской картины Ришара Поттье. Как следствие, трудностей с приобретением фильма (между прочим, участвовавшего в основном конкурсе Венецианского МКФ, в жюри которого входил Сергей Бондарчук) для отечественного кинопроката не возникло. Другое дело, что вряд ли кто-то ожидал безоговорочного триумфа постановки Билли Уайлдера1, собравшей умопомрачительную аудиторию 43,9 млн. человек при тираже всего в 208 копий (и ещё 28,9 млн. – при повторном выпуске, состоявшемся в год прихода к власти Михаила Горбачёва), уступив в сезоне 1966-го лишь двум частям первой серии бондарчуковских «Войны и мира». Притом что в самих США аудитория оценивается «всего» в 49 млн., что, конечно, позволило с лихвой окупить производственные затраты ($8,2 млн. прокатной платы при бюджете $2,9 млн.), но не шло ни в какое сравнение с показателями «Бен-Гура» /1959/ Уильяма Уайлера. На этом фоне ещё скромнее выглядят вообще-то неплохие результаты во Франции (4,2 млн. проданных билетов, шестое место), Италии (второе место) и т.д. Впрочем, сегодня гораздо интереснее разобраться в причинах того, что помогло ленте выдержать испытание временем, покоряя всё новые поколения зрителей.
Отчасти расчёт Уайлдера и И.А.Л. Даймонда представляется очевидным. Сделав ставку на пикантные, двусмысленные комические ситуации, усиленные искромётными, брызжущими остроумием диалогами, они прошли, что называется, по лезвию бритвы, подразнив цензоров – и заставив пуритански настроенные массы хохотать до колик в животе. Особенно тонко эту особенность чувствует Джек Леммон, чей Джерри неожиданно для самого себя вживается в образ Дафны – и вот уже прикидывает в уме выгоды от предстоящей женитьбы на престарелом миллионере Осгуде Филдинге III. Да и трогательный поцелуй (на виду у всех!) Даны Джо, загримированным под Джозефину, не может не ввергнуть мисс Ковальчик в смущение. Режиссёр, замечательно обыгравший имидж Мэрилин Монро ещё в «Зуде седьмого года» /1955/, поистине увековечил актрису в статусе голливудского «секс-символа» на века. Когда «Душечка» (точнее, «Сахарок», но примем устоявшийся у нас перевод прозвища) поёт песню I Wanna Be Loved by You в соблазнительном наряде, редкий мужчина не подпадает под её шарм. Остаётся только поражаться хладнокровию хитрого героя Тони Кёртиса2, вынужденного притворяться наследником владельца корпорации Shell, который, якобы обжёгшись однажды на любви, испытывает щекотливую психологическую проблему. Говоря по совести, лучше уж не читать перед сеансом мемуары участников съёмок – и не знать, с каким трудом обворожительной «суперзвезде» давалась роль, поневоле приобретшая автобиографические нотки (в том числе относительно пристрастия к алкоголю)…
Всё это справедливо и, кстати, находит косвенное подтверждение уже в названии – в меткой (данной Джо) характеристике джаза, которому, как чему-то «погорячее», некоторые ценители отдают предпочтение по сравнению с классической музыкой. Тем не менее в фильме хватает и иных блестящих находок. В частности, покоряет мастерство стилизации под классические криминальные драмы и боевики, живописавшие реалии времён сухого закона, когда даже День святого Валентина омрачался кровавыми разборками бутлегеров. Перспектива закончить изрешечёнными пулями на манер несчастного Чарли, не выпускающего изо рта зубочистку, дополнительно усиливает контраст. Когда Коломбо, действительно ревностно следящий за белизной своих гетр, заявляется в компании брутальных головорезов во флоридский отель на слёт мнимых почитателей оперы, возникает ощущение, что сейчас и там завоет вьюга. Но и помимо обострения сюжета, порождаемого угрозой жизням парочки бедолаг, авторы подбрасывают море занятного и уморительного. «В джазе только девушки» обладают редкостным даже для популярных кинокомедий качеством – не позволяют ослабнуть зрительскому вниманию на протяжении долгого двухчасового повествования. Буквально ни минуты экранного времени не потрачено вхолостую; даже когда отсутствуют важные повороты интриги, публика наслаждается зажигательными музыкальными номерами, гэгами и фейерверком репризных реплик. Это воистину «горячее» во всех смыслах зрелище! Охотно верю, что Мэрилин, увидев готовый фильм и снискав заслуженные похвалы, сменила гнев на милость – и даже выразила пожелание сыграть в ещё одной постановке Билли. К несчастью, вскоре она ушла из жизни (при крайне загадочных обстоятельствах), а роль «нежной Ирмы» досталась Ширли МакЛейн.
.
__________
1 – Подчеркнём: официально сославшегося в титрах на европейских кинодраматургов как на авторов сюжета.
2 – По иронии судьбы, актёр познакомился (и даже ходил на свидание!) с партнёршей ещё до того, как и он, и она снискали хоть какую-то известность.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Дель Буоно Оресте. FLASH–BACK // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 30–35.
Дамы-кавалеры и наоборот // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 158.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий