Малкольм Икс / Malcolm X (1992)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Малькольм Икс» / «Малкольм X» (варианты перевода названия), «Икс» / «X» (название на рекламных плакатах).
США, Япония.
Продолжительность 202 минуты.
Режиссёр Спайк Ли.
Авторы сценария Арнольд Перл, Спайк Ли по книге Алекса Хейли и Малкольма Икса.
Композитор Теренс Бланшар.
Оператор Эрнест Дикерсон.
На премию «Оскар» номинировалась Рут Э. Картер (художник по костюмам).
Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм, мелодрама
Краткое содержание
Малкольм Литтл (Дензел Вашингтон, «Серебряный медведь» Берлинского МКФ, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), покинувший Гарлем после конфликта с гангстером Уэстом Индианом Арчи (Делрой Линдо), приговаривается к тюремному заключению за квартирную кражу, совершённую вместе с сообщником Коротышкой (Спайк Ли). Брат Бейнс (Альберт Холл), член «Нации ислама», помогает ему побороть наркотическую зависимость и знакомит с учением чёрных мусульман, проповедуемым Элайджей Мухаммадом (Аль Фримен-мл.). Малкольм берёт себе новую фамилию, Икс, и вскоре становится одним из лидеров организации.
Также в ролях: Анджела Бассетт (Бетти Икс), Роджер Генвер Смит (Руди), Тереза Рэндл (Лора), Кейт Вернон (София), Лонетт МакКи (Луиза Литтл), Томми Холлис (Эрл Литтл), Джеймс МакДэниел (брат Эрл), Эрнест Ли Томас (Сидни), Стив Уайт (брат Джонсон), Уэнделл Пирс (Бен Томас), Джанкарло Эспозито (Томас Хэген), Николас Туртурро (бостонский полицейский), Кристофер Пламмер (капеллан Джилл), Карен Аллен (мисс Данн), Питер Бойл (капитан Грин), Нельсон Мандела (учитель в Соуэто), Осси Дэвис (человек, произносящий хвалебную речь), Крейг Уоссон (диктор на ТВ), Джон Сэйлз (агент ФБР), Мартин Донован (агент ФБР), Уильям Фихтнер (полицейский, только упоминание в титрах), Теренс Бланшар (трубач).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.10.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Голливудские «мейджоры» 20th Century Fox и Columbia Pictures анонсировали выпуск фильма о знаменитом активисте ещё в 1968-м – спустя примерно год после того, как продюсер Марвин Уорт приобрел права на «Автобиографию Малкольма Икс» /1965/, написанную им совместно с журналистом и сочинителем Алексом Хейли. Тогда же к работе над сценарием приступил Джеймс Болдуин, к которому вскоре присоединился Арнольд Перл, успевший перед смертью выпустить талантливую (номинированную на премию «Оскар») документальную картину об Иксе. А позже к постановке проявляли интерес такие признанные, известные критическим отношением ко многим сторонам общественной жизни Соединённых Штатов, включая расизм, мастера, как Оливер Стоун1 и Норман Джуисон. Не думаю, что причина задержки кроется в заговоре молчания заокеанских кинематографистов, не решавшихся обратиться к яркой, но всё-таки неоднозначной фигуре, продолжающей вызывать острые дискуссии по истечении десятилетий после трагической гибели. Образ Малкольма неоднократно возникал на экране – достаточно назвать мини-сериал «Корни: следующие поколения» /1979/, снятый по роману того же Хейли, где роль борца за права темнокожих сограждан исполнил не кто иной, как Аль Фримен-мл., ныне представший в обличии его наставника, а затем и недруга. Другое дело, что реализовать столь впечатляющий замысел вряд ли мог кто-то, кто не придавал проекту огромную, исключительную важность.
Спайк Ли, ставший главным выразителем чаяний афро-американцев ещё на излёте рейганомики, сразу отринул компромиссы, делая упор на собственное видение противоречивой личности, что потребовало существенной переработки материала. Ему показалось недостаточно сравнительно крупных сумм, выделенных Warner Bros. и Largo Entertainment (соответственно $20 млн. и $8 млн.). Тогда режиссёр, отказавшись от большей части гонорара, провёл успешную кампанию среди представителей своей расы, прославившихся в разных областях (Билл Косби, Опра Уинфри, Принс, Джанет Джексон и другие с благодарностью упомянуты в заключительных титрах), что позволило увеличить бюджет до $33 млн. Ли, что ни говори, вправе гордиться результатом – и наверняка с удовлетворением наблюдал за тем, с каким энтузиазмом (кассовые сборы составили $48,1 млн.) широкая публика встретила его magnum opus. Да и могло ли быть иначе? Спайк меньше всего стремился сотворить скучное, академическое кинопроизведение, изъяв «неудобные» детали из биографии, будь то ранние криминальные «подвиги» толкового паренька из Гарлема или хлёсткие, граничащие с экстремизмом призывы оратора «Нации ислама». Мало того, демонстративное включение видеозаписи избиения белыми полицейскими Родни Кинга (инцидент спровоцировал печально известный Лос-анджелесский бунт всего за полгода до премьеры) на фоне государственного флага США, который, пылая, превращается в литеру X, свидетельствовало: речь никак не о прошлом. Догадку подтверждает и развязка, когда на уроке в Соуэто (учителя изобразил… Нельсон Мандела!) юные ученики и ученицы поочерёдно провозглашают: «Я – Малкольм Икс».
Не в первый раз отведя себе партию слабовольного индивида, поддающегося соблазнам, не способного (и не пытающегося!) избавиться от приобретённых пороков, Спайк Ли прозрачно намекает, что принадлежит к людям иного склада натуры, чем главный герой. Не уверен, что и многие воззрения персонажа (допустим, панафриканистского и религиозного свойства) автор разделял. Вместе с тем он искренне восхищается проницательным умом и силой воли урождённого Малкольма Литтла, не уступившего давлению социальной среды, смело переступившего через стереотипные представления о преуспевании, переродившегося – и внёсшего колоссальный вклад в изменение несправедливого положения вещей. Такие люди в конечном итоге становятся опасны не только для тех, кого открыто объявляют врагами, в данном случае – для европеоидного большинства, заинтересованного в сохранении экономической, политической, идеологической, культурной гегемонии. Рост влияния (читай – власти) протеже Элайджи Мухаммада на единомышленников в какой-то момент начал угрожать статусу самого гуру. Режиссёр показывает пример диалектического кинематографического мышления, анализируя не превратности судьбы, но глубинные закономерности жизни. Поджог дома Икса не случайно вызывает ассоциации с нападением на жилище его отца-баптиста Эрла, совершённым членами Ку-клукс-клана… Да и неотвратимость физической расправы Малкольм, судя по всему, прекрасно осознавал. Дензел Вашингтон исполнил, пожалуй, лучшую роль, добившись не просто внешнего сходства – сумев впечатляюще передать процесс внутренней эволюции человека, чьё имя будут чтить потомки.
.
__________
1 – Любопытно и знаменательно, что кадры из «Джона Ф. Кеннеди: Выстрелов в Далласе» /1991/ включены в повествование на правах хроникальных.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Иозефавичус Геннадий. Лихорадка афро-американизма // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 15. – С. 6-7.
Хренов Андрей. Спайк – болезнь левизны? // Экран. – 1994, № 05-06. – С. 44-45.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий